Карта сайта

Первый ночной таран. Подвиг старшего лейтенанта П.В.Еремеева

В годы Великой Отечественной войны первым летчиком-истребителем, уничтожившим таранным ударом в темное время суток самолет противника, стал заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (ИАП) 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) ПВО старший лейтенант П.В. Еремеев. В ночь с 28 на 29 июля 1941 года дежурное звено полка под его руководством совершило вылет на перехват группы немецких бомбардировщиков, направлявшихся к советской столице. Воздушный бой состоялся над населенными пунктами Головино и Ново-Петровское Истринского района Московской области. Первый самолет противника, обстрелянный летчиком из пулемета, совершил маневр и пошел на снижение. На второй бомбардировщик уже не хватало патронов. В сложившейся обстановке старший лейтенант Еремеев приблизил свой истребитель МиГ-3 к немецкому самолету и винтом отрубил стабилизатор и руль поворота вражеского бомбардировщика. Тот камнем рухнул на землю. От столкновения машину Еремеева перевернуло, и, войдя в штопор, она начала разваливаться в воздухе. Летчик успел воспользовался парашютом и остался в живых.

Таран советского летчика подтверждают немецкие документы. Согласно этим документам, как пишет литератор и историк О. Каминский, «таранным ударом был сбит Нe-111, заводской номер 4115 из 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». При этом спасся на парашюте только пилот унтер-офицер Антон Зерабек, которому удалось перейти линию фронта и вернуться в свою часть. Остальные члены экипажа – штурман унтер-офицер Густав Энглер, радист ефрейтор Герберт Франке и стрелок ефрейтор Александр Ульрих – погибли…»

Впервые информация о ночном таране отважного советского летчика была опубликована в газете «Красный воин» Московского военного округа от 7 августа. Позднее о подвиге старшего лейтенанта Еремеева в газете «Красная Звезда» от 16 августа 1941 года в очерке «Таран» написал знаменитый русский писатель Алексей Толстой.

За этот подвиг Петр Еремеев был представлен к ордену Ленина, но документы к награждению остались нереализованными. Обломки сбитого им неприятельского самолета были доставлены в Москву и выставлены для всеобщего обозрения на одной из площадей столицы. Возле них находился щит с надписью: «Хвост фашистского бомбардировщика, сбитого под Москвой старшим лейтенантом Еремеевым».


Сбитый немецкий бомбардировщик на площади Свердлова в  Москве

Свой ночной таран вражеского самолета П.В. Еремеев совершил за несколько недель до известного подвига другого летчика ПВО – заместителя командира эскадрильи 177-го ИАП 6-го ИАК младшего лейтенанта В.В. Талалихина, уничтожившего в ночном небе столицы немецкий бомбардировщик Не-111.

Ночной таран 29 июля не первый подвиг старшего лейтенанта Еремеева. Ранее, в ночь с 21 на 22 июля, он отличился при отражении первого массированного налета немецкой авиации на Москву. В воздушном бою ему удалось сбить вражеский бомбардировщик. Несмотря на полученное ранение в голову и пробитое крыло истребителя, летчик, вернувшись на свой аэродром, еще дважды на другой машине совершал боевые вылеты в тот день. В газете «Правда» за 6 июля 1941 года был опубликован очерк журналиста и писателя Владимира Ставского «Ночные истребители», в котором рассказывалось об отважном советском летчике и его победном бое: «Вокруг возникали красные разрывы нашего зенитного огня, но Еремеев не стал отступать и, наседая на хвост врага... метко расстреливал... пока не сбил первый бомбардировщик...».


Старший лейтенант П.В. Еремеев в кабине самолета

В числе отличившихся он был награжден орденом Красного Знамени. На митинге при вручении наград Петр Еремеев сказал: «Я считаю себя в долгу перед Родиной и буду стараться всеми силами оправдывать заботу партии и правительства. Буду бить врага беспощадно, если кончатся патроны – протараню, но не допущу стервятников к нашей любимой столице – Москве».

После ночного тарана Еремеева по указанию командования ВВС Московского военного округа во всех авиачастях были организованы беседы: «Как летчик Еремеев винтом своего самолета изрубил фашистского стервятника». Всего в боях в составе столичной противовоздушной обороны П.В. Еремеев совершил около 50 ночных боевых вылетов, сбив два самолета противника.

Биография Петра Васильевича была схожей с биографиями большинства его сверстников. Он родился 11 июня 1911 года в дер. Бердина Поляна (ныне Иглинского района) Башкирии. Свою профессиональную деятельность начал рабочим котельного цеха, а затем молотобойцем клепального цеха на Ашинском металлургическом заводе. В 1930 году он вступил в ряды ВЛКСМ, стал молодежным лидером. Через два года Петр Еремеев был принят в члены ВКП(б). В 1933 году поступил в Златоустовский механический техникум.

В мае следующего года по путевке Уральского обкома партии его направили в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков им. К.Е. Ворошилова. По окончании обучения среди лучших в качестве летчика-испытателя его включили в отряд особого назначения Научно-исследовательского института ВВС РККА. В мае – июне 1938 года на базе этого авиаотряда был сформирован 27-й ИАП ВВС Московского военного округа, в котором продолжил службу лейтенант П.В. Еремеев. В течение нескольких лет он достиг должности заместителя командира эскадрильи, освоив истребители И-16 и МиГ-3, находившиеся на вооружении полка. Также Петр Васильевич был включен в группу так называемых «ночников», то есть успешно прошедших обучение полетам в темное время суток по приборам.


Группа выпускников 3-й военной школы летчиков имени К.Е. Ворошилова. Оренбург. 1936 г. П.В. Еремеев стоит 1-й слева во втором ряду

В Великой Отечественной войне старший лейтенант П.В. Еремеев участвовал с июня 1941 года. После боев под Москвой он был назначен командиром эскадрильи 28-го ИАП 4-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западный фронта, который базировался в районе г. Осташков. В период с 26 августа по начало октября 1941 года он выполнил более 70 боевых вылетов, в том числе 26 – на штурмовку наземных целей. Последний бой Петра Васильевича состоялся утром 2 октября того же года. При отражении атаки превосходящих сил противника на наши штурмовики его самолет-истребитель МиГ-3 был сбит, а сам летчик погиб.


Именной список безвозвратных потерь личного состава 4-й авиационной дивизии с 1 по 20 октября 1941 г.

Формально он был похоронен в братской могиле на погосте Черёмуха близ дер. Краснуха Калининской (ныне Тверской) области. Однако реальное место гибели П.В. Еремеева было обнаружено лишь весной 2020 года в процессе длительной поисковой работы. Поисковикам удалось в заболоченном лесу в 4 км юго-восточнее деревни Турская Осташковского района Тверской области найти обломки самолета, установив по заводскому номеру (№ 4186) и номеру мотора (№ 291954), что это была боевая машина Еремеева. В 20 метрах от обломков самолета были обнаружены человеческие останки, шлемофон и личный медальон летчика.


Обломки самолета старшего лейтенанта П.В. Еремеева. Весна 2020 г.

Еще в середине 1990-х годов после многократных обращений общественных и ветеранских организаций в высшие государственные инстанции отважный летчик «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1995 года № 961 был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. 9 декабря 2020 года останки легендарного летчика с воинскими почестями были преданы земле на аллее почетных захоронений Успенского кладбища Челябинска.

В настоящее время имя Петра Васильевича Еремеева носит средняя школа № 1 города Аша Челябинской области, в которой он учился. В этом же городе именем летчика названа улица. На Мемориальном комплексе Славы в городе Златоуст Челябинской области установлена мемориальная доска отважному летчику. В селе Иглино на Аллее Героев установлен памятный бюст Героя. В 2014 году Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» были выпущены почтовая марка и почтовый конверт, посвященные подвигу П.В. Еремеева.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false