Карта сайта

Первая воздушная операция РККА против врага

Операция воздушная – составная часть стратегической операции на ТВД или операции фронта, совокупность согласованных, взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени авиационных ударов, воздушных сражений и боев, проводимых одним или несколькими объединениями ВВС (ВВС и ПВО) по единому замыслу и плану для решения одной или нескольких оперативно-стратегических или оперативных задач.

В начале Великой Отечественной войны с целью ослабления авиационной группировки противника на северо-западном направлении и срыва возможных воздушных налетов на Ленинград Ставка Главного Командования (СГК) приняла решение об организации массированных ударов по аэродромной сети Финляндии и Северной Норвегии, где базировались части 5-го воздушного флота люфтваффе и финские ВВС (до 900 боевых самолетов)[1].

Инициатором проведения первой в годы Великой Отечественной войны воздушной операции выступил командующий ВВС Ленинградского военного округа (с 24 июня 1941 года – Северный фронт) генерал-майор авиации А.А. Новиков. Он добился поддержки своей идеи у командующего войсками округа генерал-лейтенанта М.М. Попова и члена Военного совета корпусного комиссара Н.Н. Клементьева, которые сумели убедить в необходимости ее проведения Ставку ГК[2].

24 июня 1941 года народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко подписал соответствующую директиву, где потребовал от Военного совета Северного фронта, Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и наркома ВМФ принять соответствующие меры по срыву возможного удара противника с территории Финляндии на Ленинград. В частности, Военному совету Северного флота была поставлена задача: «С 25.06.1941 года – начать боевые действия нашей авиации и непрерывными налетами днем и ночью разгромить авиацию противника и ликвидировать аэродромы в районе южного побережья Финляндии, имея в виду пункты Турку, Мальми, Парвоо, Котка, Холола, Тампере, в районах, приграничных с Карельским перешейком, и в районе Кемиярви, Рованиями. Операцию провести совместно с ВВС Северного и Балтийского флотов, о чем дать соответствующие указания командованию флотов»[3].

К участию в воздушной операции в общей сложности привлекалось 540 самолетов[4] (375 бомбардировщиков и 165 истребителей). Общее руководство предстоящими действиями советской авиации было возложено на генерал-майора авиации А.А. Новикова[5].


В небе советский скоростной бомбардировщик


Группа тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 на боевом задании

По плану в воздушной операции были задействованы части 1, 2, 5, 41-й и 55-й авиационных дивизий ВВС Северного фронта, 4-й смешанной авиадивизии ВВС Северо-Западного фронта, 8-й и 10-й авиабригад ВВС Балтфлота и 72-й смешанный авиаполк (сап) ВВС Северного флота[6].

Применительно для бомбардировочной авиации штаб ВВС Северного фронта издал инструкцию, в соответствии с которой предусматривалось проводить бомбардировки небольшими группами (3–9 самолетов) в течение одного дня, при этом каждый аэродром требовалось подвергнуть удару не менее четырех раз. Высота бомбардировки определялась 2500–3000 м, а ее результаты необходимо было подтвердить путем фотографирования. Для прикрытия каждой группы бомбардировщиков задействовалось от 4 до 9 самолетов-истребителей[7].

За первый день операции наши летчики совершили 236 самолетовылетов бомбардировщиков и 224 – истребителей. В оперативных сводках за 25 июня были указаны потери противника: 30 самолетов, уничтоженных на аэродромах, и еще 11 – в воздушных боях[8]. Незначительные повреждения получили административные здания в аэропорту г. Турку и в г. Котка. Под удар советских летчиков попали отдельные военные объекты аэродромной сети и в других населенных пунктах Финляндии, в том числе в столице – г. Хельсинки.

В последующие дни воздушные налеты продолжились. 26 июня бомбардировке вновь подвергся город Турку, где отмечались значительные разрушения в жилых кварталах приморского района.

За шесть суток операции (до 1 июля 1941 года) были нанесены удары по 39 аэродромам противника (преимущественно на территории Финляндии). Некоторые из них, расположенные в районе населенных пунктов Утти, Лапенранта и Вертсиля, были атакованы по 8–10 раз. Всего нашими летчиками было выполнено 992 самолетовылета[9]. Общие потери вражеской авиации, согласно советской историографии, составили до 130 летательных аппаратов[10]. По другим архивным источникам в ходе налетов советской авиации был уничтожен 51 самолет противника на земле и 147 в воздушных боях[11].


Схема проведения воздушной операции советских ВВС 25.6–01.7.1941 г.

Реально цифры были значительно меньше и требуют сегодня серьезного уточнения. Анализ проведенной операции выявил ряд недостатков в ее организации: не удалось избежать больших потерь, полностью заблокировать истребительную авиацию противника на аэродромах, перед ударами не проводилась доразведка выбранных объектов. Однако, несомненно, цель воздушной операции оказалась достигнутой.

По ее результатам советское командование пришло к выводу, что противник, опасаясь новых ударов нашей авиации, вынужден был перебазировать свои авиационные части в глубь Финляндии и Норвегии и отложить планировавшиеся налеты на северную столицу. По оценке генерал-майора авиации А.А. Новикова, «до 5 июля 1941 года противник почти не действовал по нашим аэродромам в полосе Северного фронта. Были сорваны также его попытки подвергнуть в первые дни войны удару с воздуха г. Ленинград»[12].

В целом, первая воздушная операция советских ВВС имела важное военное значение и подтвердила сохранившуюся боеспособность советской фронтовой и морской авиации в начале Великой Отечественной войны.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Хоробрых А. М. Главный маршал авиации А.А. Новиков. – М., 1987.С. 61.

[2] Хазанов Д. Б. Война в воздухе. Горькие уроки. – М.: 2006.С. 180.

[3] Русский Архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. № 16 5(1). – М., 1996. – Документ № 3. С. 21–22.

[4] Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М., 1977.С. 45.

[5] Хоробрых А. М. Главный маршал авиации А.А. Новиков. С. 64.

[6] Хазанов Д. Б. Война в воздухе. Горькие уроки. С. 184.

[7] Бабкин В. Д. Опыт подготовки и ведения боевых действий объединений и соединений фронтовой авиации в начальном периоде Великой Отечественной войны и его значение для современных условий / Дисс. …канд. ист. наук: 20.02.22. Монино, 1989.С. 88.

[8] Хазанов Д. Б. Война в воздухе. Горькие уроки. С. 185.

[9] Там же.

[10] Хоробрых А. М. Главный маршал авиации А.А. Новиков. С. 65; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. С. 46; Тимохович И. В. В небе войны. – М., 1986. С. 20; Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М., 1968.С. 37 и др.

[11] Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 362. Оп. 6169. Д. 6. Л. 25.

[12] Хазанов Д. Б. Война в воздухе. Горькие уроки. С. 187.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false