Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Памятка для лиц, замещающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, должности федеральной государственной службы, отдельные должности на основании трудового договора, с разъяснением обязанностей принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Конфликт интересов на государственной службе противоречит требованиям к служебному поведению служащих, влияет на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей и может повлечь за собой причинение вреда гражданам, организациям, обществу и государству.

В связи с этим на государственных служащих (приравненных к ним лиц) законодательством возлагаются обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон), конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, состоящего в должности, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) таким лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве другими лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возлагается на государственных служащих (военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников внутренней службы), а также работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами (все должности государственной службы и работников, замещение которых предусматривает обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Согласно статье 11 Закона государственные служащие и названные выше работники обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В частности, такие лица обязаны о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно, уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем).

Так, в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, изданы нормативные правовые акты:

  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 321 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 320 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;
  • приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 108 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов»;
  • приказ МЧС России от 6 февраля 2017 г. № 38 «Об утверждении Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;
  • приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 48 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;
  • приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 400 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Представитель нанимателя (работодатель) при поступлении ему такого уведомления обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

При этом данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего (работника), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий (работник), осуществляются также путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если указанные лица владеют ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), они обязаны в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим за собой увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для правильного и обоснованного определения порядка действий по предотвращению или урегулированию конфликта интересов необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, подготовленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (от 31 июля 2018 г., далее – Методические рекомендации, размещены в информационно-правовых системах «Гарант» и «Консультант»).

Согласно пункту 4.3 Методических рекомендаций необходимо разграничивать возможность возникновения конфликта интересов и состоявшийся факт исполнения должностных обязанностей при наличии личной заинтересованности. В частности, возможность возникновения конфликта интересов должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией должностным лицом полномочий и возможностью получения доходов или выгод.

Например, возможность конфликта интересов возникает и обязанность уведомить об этом появляется, когда председатель закупочной комиссии (член комиссии), получив соответствующие документы, узнает об участии в закупочной процедуре организации, учредителем и (или) генеральным директором которой является его близкий родственник (иное лицо, указанное в статье 10 Закона).

В Методических рекомендациях (пункт 4.1) отмечается, что получение (возможность получения) доходов или выгод, как правило, связано с принятием (возможностью принятия) должностным лицом решений в отношении самого себя или лиц, с которыми связана его личная заинтересованность.

Таким образом, возникновение (непосредственная возможность возникновения) этих правоотношений характеризуется обстоятельством, когда должностное лицо оказалось в условиях непосредственного принятия решения.

Так, констатация конфликта интересов (возможности его возникновения) лишь ввиду родственных отношений лиц, проходящих службу (работающих) в одном воинском коллективе в прямой, но в отсутствие непосредственной подчиненности, будет необоснованной до тех пор, пока командир (начальник) не окажется в условиях принятия решения в отношении своего родственника.

Например, у заместителя командира соединения, являющегося прямым начальником подчиненного личного состава, возникнет возможность конфликта интересов в отношении близкого родственника, проходящего службу в нижестоящем воинском подразделении, только в тех случаях, когда вышестоящее указанное должностное лицо в соответствии с возложенными на него полномочиями может непосредственно повлиять на материальное благополучие родственника (согласование его премирования, перевода на вышестоящую должность, награждения, участие в проверке его служебной деятельности и др.).

Кроме того, в этом же разделе Методических рекомендаций отмечается, что выгода имущественного характера может быть опосредована и заключаться не только в получении дохода в результате реализации должностным лицом своих полномочий, но и в сохранении ранее получаемого уровня доходов в результате бездействия (например, руководитель воинской организации при наличии оснований не привлекает к дисциплинарной ответственности родственника, последний продолжает получать доходы по месту службы (работы), которые мог бы потерять в случае наложения взыскания).

Личная заинтересованность может реализовываться также путем совершения должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника).

Например, начальник военного представительства не принимает всех необходимых мер по контролю качества поставляемой предприятием оборонно-промышленного комплекса продукции военного назначения, поскольку на предприятии трудоустроена его супруга. При этом не имеет значения, на какой должности она трудоустроена и пересекаются ли ее полномочия с полномочиями супруга, поскольку он принимает решения, непосредственно затрагивающие интересы третьих лиц, а именно руководства предприятия, которое в случае отказа принять некачественную продукцию может снизить уровень дохода или вообще уволить трудоустроенную на предприятии супругу военного чиновника.

Таким образом, для соблюдения государственным служащим (работником) требований к служебному поведению и урегулированию (предотвращению) конфликта интересов, исключения возможной ответственности за необоснованные действия (бездействие) в данной сфере, необходимо руководствоваться приведенными в настоящей памятке правовыми актами, а также изучать публикуемые в официальных источниках нормы изменений (дополнений) законодательства о противодействии коррупции, сведения о практике его применения.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false