Карта сайта

Участие Дунайской военной флотилии в освобождении Болгарии и Югославии

В результате успешного завершения Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции обстановка на Балканах коренным образом изменилась. Румыния была выведена из войны и повернула оружие против своего бывшего союзника, присоединившись к антигитлеровской коалиции. Были созданы условия для продвижения Красной армии в Болгарию и Югославию. Германское командование поспешно отводило остатки разгромленной группы армий «Южная Украина» за р. Дунай, на территорию Болгарии и далее на запад. Река при относительно слабо развитой сети железных и шоссейных дорог на Балканах стала для него важнейшей транспортной артерией. Дунай и его полноводные притоки противник мог использовать не только как пути для отступления, но и как рокады для перегруппировки своих войск, а также как труднопреодолимые водные преграды для создания мощных рубежей обороны.

Директивой Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) от 29 августа 1944 года войскам 2-го (генерал армии Р.Я. Малиновский) и 3-го (Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин) Украинских фронтов была поставлена задача завершить разгром германских войск в Румынии, вывести из войны Болгарию и создать условия для наступления на Белград и Будапешт. В соответствии с данной директивой фронтам надлежало наступать на двух расходящихся направлениях. 2-му Украинскому фронту через центральные и западные районы Румынии предстояло выйти на границу Венгрии с Югославией и Болгарией западнее г. Джурджу, а 3-му Украинскому фронту выйти на румыно-болгарскую границу восточнее этого города.

Для содействия войскам 3-го Украинского фронта привлекалась Дунайская военная флотилия (ДуВФ) под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова, которая по решению Ставки с 30 августа 1944 года передавалась этому объединению в оперативное подчинение.

Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин своей директивой поставил флотилии задачи, в соответствии с которыми ей надлежало содействовать наступавшим войскам фронта высадкой десантов и огнем корабельной артиллерии, обеспечивая переправы через водные преграды и воинские перевозки по водным путям.

К концу августа 1944 года в состав ДуВФ входили бригада бронекатеров (35 единиц), бригада речных кораблей (монитор, 14 бронекатеров, 16 минных катеров, 12 речных тральщиков, плавучая база), сектор береговой обороны (четыре артиллерийские и минометная батареи, плавучая батарея, отдельный батальон морской пехоты), береговой отряд сопровождения, пулеметно-стрелковая рота, саперный взвод, гидрографическая группа связи, морской корректировочный пост и зенитный артиллерийский дивизион. Штаб и командный пункт флотилии находились в Измаиле.


Бронекатера Дунайской военной флотилии. 1944 г.

В соответствии с планом, разработанным командованием группировки кригсмарине в Черном море (группы «Юг»), в случае капитуляции Румынии германские надводные корабли и боевые катера, должны были захватить корабли и вспомогательные суда румынского флота, находившиеся в Констанце и Сулине, войти в Дунай и не допустить переправы войск Красной армии на его правый берег. Однако реализовать этот план противнику не удалось. 30 августа штаб группы «Юг», распорядившись о затоплении около 200 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов у болгарского побережья, покинул Болгарию вместе с их командами.

Наиболее ценные румынские корабли, сдавшиеся советскому командованию в Констанце и в портах нижнего Дуная, были включены в состав ВМФ СССР.


Речной монитор «Бердянск» Дунайской военной флотилии.

В состав ДуВФ, которая во время Ясско-Кишиневской операции понесла потери в корабельном составе (один бронекатер погиб, 13 бронекатеров получили различные боевые повреждения или нуждались в ремонте или из-за выхода из строя главных и вспомогательных механизмов), вошли бывшие румынские мониторы, значительно усилившие ее боевое ядро. Однако произошло это уже после завершения наступления Красной армии на Балканах, перед началом Будапештской стратегической наступательной операции.

К перевозке войск 3-го Украинского фронта на правый берег Дуная флотилия приступила с 27 августа. Переправы были организованы у Измаила, в районе Тулча – Исакча и в Картале.

Для решения этой задачи было привлечено 13 сейнеров, семь буксиров, две быстроходные десантные баржи, восемь спаренных барж с настилами, 14 спаренных барж без деревянных настилов, восемь деревянных паромов и самоходная баржа, принадлежавших ВМФ Румынии и румынским собственникам.

К исходу дня 1 сентября 1944 года силами ДуВФ на правый берег Дуная было перевезено почти 151 тыс. человек, 34,5 тыс. лошадей, около 11 тыс. повозок, 55 танков, 716 орудий, 6,4 тыс. автомобилей, 491 трактор, более 900 т боеприпасов, 174 т других грузов. С правого берега реки на левый было переправлено около 30 тыс. военнопленных.

Переправу людей с ручным оружием удалось организовать уже в первые часы. Для этого потребовалось только собрать какое-то число лодок и связать несколько десятков плотов. Для перевозки тяжелого вооружения и грузов с наибольшей массой использовались быстроходные десантные баржи. Самые большие трудности возникли во время переправы танков, весогабаритные характеристики которых не позволяли использовать для этой цели имевшиеся суда и плавсредства.

Для перевозки танков было найдено неожиданное решение – использовать бронекатера. Точно определив расстояние между рубкой и кормовой 12,7-мм пулеметной установкой, связали пару бронекатеров стальными концами. Т-34 по деревянному настилу, переброшенному с пологого песчаного берега, загонялись на них, становясь поперек такого импровизированного парома. Благодаря этому переправа через Дунай танковых соединений началась еще до того, как к переправам стали прибывать мобилизованные суда и плавсредства.

Этот опыт получил развитие при переправе основной массы войск и воинских грузов. Баржи также стали связывать парами, за счет чего существенно увеличивалась масса перевозимых одновременно грузов, сокращалось время погрузки и разгрузки, а значит и продолжительность переправы в целом, что при отсутствии достаточного числа самоходных судов и буксировщиков имело решающее значение.

Прикрытие переправ от ударов речных кораблей и катеров противника и противоминное обеспечение осуществлялись силами бригады речных кораблей ДуВФ, противовоздушная оборона – средствами ПВО фронта.

После выхода Красной армии на румыно-болгарскую границу корабельные силы флотилии продолжали обеспечивать переправу войск 3-го Украинского фронта через Дунай. Приказ приступить к овладению болгарскими речными портами командование ДуВФ получило 7 сентября.

В тот же день, не встречая сопротивления, бронекатера 1-го гвардейского дивизиона с подразделениями морской пехоты вошли в Силистрию, Туртукай и Русе.

В порту Русе было захвачено шесть сторожевых катеров, два теплохода, десять буксиров, 78 барж и около 20 малых катеров и плавсредств. В числе захваченных болгарских судов оказалась и царская яхта, на которую С.Г. Горшков перевел штаб и флагманский командный пункт флотилии.

Из-за недостатка рокадных железнодорожных магистралей и шоссейных дорог флотилии приходилось осуществлять масштабные перевозки войск по Дунаю. В сентябре 1944 года вверх по реке силами флотилии были выполнены четыре оперативные перевозки войск 3-го Украинского фронта. Части и подразделения 1-го гвардейского укрепленного района были переброшены из района Измаил – Рени в район Лома, два стрелковых корпуса и две дивизии 46-й армии (генерал-лейтенант И.Т. Шлёмин) из портов Силистрии, Туртукая, Рущука (Руссе) – в Корабию и Бечет, войска стрелкового корпуса 57-й армии (генерал-лейтенант Н.А. Гаген) – из Рущука в Лом и Видин, соединения механизированного корпуса и танковые части резерва командующего фронтом – из района Измаил – Рени в Калафат.

Эти перевозки осуществлялись в чрезвычайно сложной минной обстановке при недостатке тральных сил и средств и кораблей обеспечения. В конце августа 1944 года в составе флотилии имелось всего 12 катеров-тральщиков. После захвата кораблей противника состав тральных сил значительно вырос. В начале сентября в Дунайскую военную флотилию были включены семь румынских тральщиков. Кроме того, в качестве трофеев были взяты три тральщика, вооруженные немецким тральным оборудованием, а также четыре французских парохода, которые также имели тральные агрегаты и петлевые электромагнитные тралы. К концу сентября было захвачено еще восемь немецких тральщиков, которые после небольшого ремонта были введены в строй. 30 сентября 1944 года приказом Наркома ВМФ в составе флотилии была сформирована бригада траления.

Операция стратегической группировки, включавшей войска и силы 2-го и 3-го Украинских фронтов, Дунайской военной флотилии, 2-й армии Болгарии (генерал-майор К. Станчев), 14-го армейского корпуса (полковник Р. Иованович) Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ), с целью разгрома германской армейской группы «Сербия» и освобождения югославской столицы г. Белграда была проведена 28 сентября – 20 октября 1944 года.

Перед Дунайской военной флотилией стояли задачи по содействию наступающим войскам 57-й и 46-й армий огнем корабельной артиллерии и высадкой десантов, по обеспечению переправ, ведению борьбы против частей и подразделений врага, действовавших в поймах Дуная и его притоков. На нее возлагались «очистка» русла реки от минных заграждений и захват судов и плавсредств противника в занимаемых советскими войсками портах.

В начале Белградской операции основные усилия флотилии направлялись на обеспечение перевозки войск из порта Русе в Лом и Видин. Эта рутинная на первый взгляд работа осуществлялась в условиях минной опасности и в чрезвычайно сложной навигационной обстановке. За восемь суток на расстояние более 240 км были перевезены войска 68-го стрелкового корпуса 57-й армии численностью 20 570 человек.

В условиях сильно пересеченной горно-лесистой местности, при отсутствии рокадных дорог осуществление этого маневра заняло бы значительно больше времени, если бы вообще было возможно.

Наличие в составе советской группировки Дунайской военной флотилии обеспечивало значительное преимущество перед противником. Стремясь его использовать, 27 сентября командующий войсками 57-й армии генерал-лейтенант Н.А. Гаген принял решение силами двух корпусов окружить и разгромить германские войска в районе г. Неготин, чтобы создать условия для дальнейшего наступления в глубину югославской территории. Командующему ДуВФ была поставлена задача содействовать им высадкой десантов и артиллерийским огнем.

Операция по освобождению Белграда началось утром 28 сентября 1944 года. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на заранее подготовленные оборонительные рубежи и используя сложный характер местности. Чтобы обойти его с флангов 28 и 29 сентября флотилией были высажены тактические десанты в Радуеваце и Прахово. Небольшие отряды численностью 90 и 54 человек, доставленные к местам высадки десятью бронекатерами, высадившись под покровом ночи, обеспечили стремительное продвижение советских войск, освободивших эти дунайские порты и г. Неготин.

В течение сентября по Дунаю силами флотилии было перевезено более 100 тыс. человек, более 1 тыс. орудий, 6,5 тыс. единиц боевой техники, 21 тыс. лошадей и около 22 тыс. т боеприпасов и 5,5 тыс. т других грузов.

При содействии ДуВФ войсками 57-й армии к 11 октября были окружены и уничтожены группировки противника в районах Доньи-Милановац, Клокочевац, Заечар, в результате чего они вышли на оперативный простор и получили возможность вести наступление в направлении Белграда.

Для флотилии наиболее сложной задачей стало форсирование труднопроходимого участка в районе ущелья Железные Ворота. В этом месте ширина Дуная составляла всего 113 метров, а глубина доходила до 50 метров. Огромная масса воды неслась со скоростью 4 метра в секунду (около 7 узлов). Здесь даже сильные буксиры могли тянуть вверх не более одной баржи.

Форсирование этого участка началось 8 октября после разведки и очистки фарватера. За трое суток переход осуществили штабной корабль и 16 бронекатеров. Потери были минимальными – один полуглиссер. Уже 10 октября катера двух дивизионов приступили к огневой поддержке войск 57-й армии.

14–16 октября 1944 года бригада бронекатеров, поддерживая войска 57-й армии, вела бои за г. Смедерево на дальних подступах к югославской столице. Этот город обороняла 20-тыс. вражеская группировка. Отличился экипаж бронекатера «БК-71», добившийся нескольких попаданий во вражеский бронепоезд и причинивший ему настолько серьезные повреждения, что он уже больше не смог маневрировать.

В это время войска 4-го гвардейского механизированного корпуса и части НОАЮ уже вели бои на юго-восточной окраине Белграда. Чтобы оказать им помощь, необходимо было как можно скорее завершить освобождение Смедерево, находившегося в 54 км южнее югославской столицы.

Решение предложил командующий Дунайской военной флотилией вице-адмирал С.Г. Горшков – в ночь на 16 октября высадить в тылу вражеской группировки десант.

Состав десантного отряда (три бронекатера), отряд огневой поддержки (четыре бронекатера) и подразделения, предназначавшиеся для высадки (100 человек с двумя минометами, пятью противотанковыми ружьями и четырьмя пулеметами), по численности и вооружению был несравним с оборонявшими Смедерево вражескими войсками. Но этими незначительными силами был достигнут существенный оперативный результат. С рассветом, когда соединения 57-й армии перешли в наступление, десант ударил с тыла. Обстановка для командования противника стала неясной, и оно приказало своим войскам оставить город, и уже в ночь на 17 октября 1-й гвардейский дивизион бронекатеров флотилии вышел из Смедерево в район Белграда.

В это время по маршруту перехода почти весь правый берег Дуная все еще контролировал противник. Поэтому маневр осуществлялся в темное время суток с соблюдением изощренных мер скрытности – катера шли под одним мотором с искусственным креном на борт, чтобы выхлоп отработанных газов уходил в воду. Противник их не обнаружил.

Утром 17 октября бронекатера заняли назначенные им огневые позиции и приступили к артиллерийской поддержке войск 4-го гвардейского механизированного корпуса, 73-й гвардейской и 236-й стрелковой дивизий и частей 1-го армейского корпуса НОАЮ. В уличных боях за Белград, кроме дивизиона бронекатеров, принимала участие 122-мм артиллерийская батарея берегового отряда сопровождения ДуВФ.


Командующий Дунайской военной флотилией вице-адмирал С.Г. Горшков
в освобожденном Белграде. Осень 1944 г.

В ходе боев за югославскую столицу продвижению катеров вверх по реке препятствовали конструкции взорванного и обрушившегося в реку железнодорожного моста. Командование флотилии направило к нему разведчиков. В ночь на 18 октября они под огнем противника обследовали подходы к мосту и пришли к заключению, что это препятствие преодолеть можно. 20 октября отряды бронекатеров под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта М.А. Соколова и гвардии старшего лейтенанта В.А. Бирюка прорвались под мостом, высадили в районе моста через Саву подразделения морской пехоты и огнем из района острова Ратно помогли советским войскам отразить вражеские контратаки. Вечером 20 октября еще один десант, высаженный флотилией, занял остров Ратно, завершив освобождение Белграда. А 22 октября десантом, высаженным катерами Дунайской военной флотилии, совместно с войсками 57-й армии был освобожден г. Земун.

В боях за Белград и Земун силами ДуВФ было уничтожено до двух батальонов вражеской пехоты, восемь артиллерийских батарей, три склада и бронепоезд, захвачено два катера и баржа, подавлено 12 артиллерийских батарей.

17 октября – 2 ноября 1944 года силами флотилии была осуществлена перевозка частей стрелкового и механизированного корпусов из городов Гроцка и Дубровица в районы на левом берегу Дуная. Для переброски личного состава были привлечены два дивизиона бронекатеров, а боевой техники – шесть буксиров и 12 барж. Всего было перевезено 28 тыс. человек, 241 орудие, 159 минометов, 167 автомобилей, 500 лошадей, 347 повозок, 104 т боеприпасов.

Всего же с момента вступления Красной армии на территорию Болгарии до завершения Белградской стратегической наступательной операции корабли и катера Дунайской военной флотилии прошли с боями вверх по Дунаю более 2000 км, высадив 20 тактических десантов, переправив через водные преграды более 900 тыс. человек, 1,5 тыс. танков и САУ, 7 тыс. орудий и минометов, 450 тыс. т различных грузов.

За высокое воинское мастерство, мужество и героизм, проявленные личным составом в ходе Белградской стратегической наступательной операции приказом Верховного Главнокомандующего 1-му гвардейскому дивизиону бронекатеров ДуВФ было присвоено почетное наименование Белградского, а 4-й Тулчинский дивизион бронекатеров был награжден орденом Александра Невского.

Михаил Монаков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
доктор исторических наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false