Карта сайта

Днепровская военная флотилия в операции «Багратион»

В 2019 году военно-историческая общественность России отмечает 75-летие Белорусской стратегической наступательной операции, вошедшей в историю под кодовым наименованием «Багратион». Важнейшую роль в ее успехе сыграли моряки Днепровской военной флотилии. Собственно, именно подготовке к этой операции флотилия обязана своим воссозданием осенью 1943 года.

После разгрома немецко-фашистских войск под Курском Красная армия отодвинула линию фронта до Днепра, но противник укрепился на его западном берегу. Лабиринт малых рек и проток среди лесных и болотных дебрей Полесья и южной части Белоруссии с их заболоченными поймами делили район боевых действий на отдельные участки со слабой дорожной сетью. Здесь как нельзя лучше мог быть использован уникальный боевой опыт, накопленный ранее Волжской военной флотилией. Учитывая эти обстоятельства, 14 сентября 1943 года нарком ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании Днепровской военной флотилии и формировании ее передового отряда кораблей для переброски с Волги в бассейн Днепра. Командующим флотилией был назначен капитан 1 ранга В.В. Григорьев[1].

Уже с 15 сентября на р. Десна оперативная группа из трех офицеров и пяти краснофлотцев приступила к определению пунктов базирования главной и маневренной баз Днепровской флотилии, мест спуска кораблей на воду, а также проведению гидрографической разведки. Поначалу вести гидрографическую разведку рек Днепровского бассейна помогали партизаны, рыбаки и бывшие бакенщики. К весне 1944 года флотилия имела гидрографический отдел с гидрорайонами на березинском и припятском операционных направлениях.

К 12 ноября 1943 года по железной дороге к станции Пироговка прибыли эшелоны с катерами. В короткие сроки была построена 800-метровая железнодорожная ветка от станции к берегу Десны, от которой был сооружен деревянный склиз для спуска катеров с платформ на воду.


Транспортировка бронекатеров Днепровской флотилии по железной дороге.

К концу 1943 года флотилия имела в своем распоряжении лишь незначительное количество катеров. Достичь штатной численности днепровцам удалось лишь к апрелю 1944 года. Боевой состав флотилии к тому времени насчитывал около 140 боевых кораблей и судов, плавучую артбатарею и 2 зенитных дивизиона. Тогда же решением Ставки ВГК Днепровская военная флотилия, до этого находившаяся в оперативном подчинении командования 2-го Белорусского фронта, была переподчинена командованию 1-го Белорусского фронта, с войсками которого ей предстояло взаимодействовать в ходе Белорусской операции на бобруйском и пинском направлениях.

Задачи корабельным силам флотилии были поставлены директивой командующего 1-м Белорусским фронтом от 12 июня 1944 года. На бобруйском направлении предписывалось поддерживать артиллерийским огнем наступление левофланговых частей 48-й и правофланговых частей 65-й армий, преследовать отступающего противника по Березине в общем направлении на Бобруйск, оказывать содействие частям этих армий в переправе через Березину, организовать противоминную оборону на реке. На пинском направлении днепровцам предстояло оказывать содействие 61-й армии в разъединении частей 2-й немецкой армии, их окружении и разгроме в узлах сопротивления Лунинец и Пинск, а также поддерживать части 61-й армии в прибрежных районах Припяти[2].

Подготовка флотилии к участию в операции «Багратион» и планирование ее боевых действий проходили заблаговременно. Основное внимание уделялось отработке взаимодействия сил флотилии с армиями, корпусами и дивизиями, перевозки живой силы и техники через водные преграды, способов уничтожения переправ противника и др., а также развертыванию системы боевого управления. Предвидя, что флагманскому командному пункту (ФКП) часто придется менять свое место, командование флотилии создало вспомогательные пункты управления (ВПУ). Таким образом предусматривалось обеспечить гибкость боевого управления и его непрерывность при передислокации ФКП. При подготовке операции командование флотилии также провело штабные учения, тренировки, игры, тактические летучки на картах и макетах, организовало рекогносцировочные выезды офицеров на местность. Изучался боевой опыт других речных флотилий.

С началом навигации Днепровская военная флотилия начала боевые действия на реках Припять, Березина и Птичь. Ее боевым крещением стала Бобруйская наступательная операция. Директивой командующего 1-м Белорусским фронтом от 12 июня предписывалось основные силы флотилии, находившиеся на Припяти, направить на Березину. Для боевых действий на бобруйском направлении командующий флотилией выделил наиболее боеспособное соединение – 1-ю бригаду речных кораблей под командованием капитана 2 ранга С.М. Лялько. В сроки, установленные штабом фронта, бригада в составе 13 бронекатеров, 10 тральщиков, 12 сторожевых катеров, 12 полуглиссеров и 293-го зенитного артдивизиона совершила форсированный переход протяженностью 700 км. Ввиду многочисленности хорошо укрепленных приречных опорных пунктов противника, расположенных вдоль Березины, 1-я бригада была усилена кораблями из 2-й и 3-й бригад. В ходе боевых действий сюда дополнительно прибыли 3 бронекатера, 5 плавбатарей и 10 катеров ПВО[3].


Полуглиссера в походе.

14–21 июня штабы взаимодействующих соединений – 1-й бригады речных кораблей, 105-го и 53-го стрелковых корпусов уточнили совместные планы. Особое внимание обращалось на достижение согласованных действий сухопутной и корабельной артиллерии на различных этапах наступления. В связи с этим наиболее тщательно разрабатывался план огневого поражения. В нем указывались цели и ориентировочно определялся расход снарядов.

Накануне наступления войск 1-го Белорусского фронта, начавшегося утром 24 июня, была проведена мощная артиллерийская подготовка, в которой активно участвовали корабли флотилии. Скрытно заняв позиции, бронекатера открыли огонь по назначенным целям, выпустив 1330 снарядов[4]. За короткий промежуток времени все цели (склад боеприпасов, 5 артиллерийских и минометных батарей, 9 блиндажей) были уничтожены. Успешному решению этой задачи во многом способствовали умелые действия корректировочных постов, высаженных с бронекатеров на берег в непосредственной близости от противника.

На следующий день 4 бронекатера и 2 катера-тральщика 2-го отдельного гвардейского дивизиона бронекатеров прошли вверх по реке за линию фронта и под огнем противника высадили 2 роты на окраине с. Здудичи. При артиллерийской поддержке катеров десант занял вражеские траншеи и прочно закрепился на плацдарме. В ночь на 26 июня туда было доставлено еще 100 человек. В то же время тральщики проделали проходы в бонах, которыми немцы перекрыли русло Березины, чтобы препятствовать продвижению кораблей флотилии вверх по реке, и освободили путь по ней в тыл противника.

К утру 26 июля части 193-й стрелковой дивизии с юга и 96-й стрелковой дивизии с юго-востока перешли в наступление. При содействии десанта и артиллерийской поддержке кораблей они заняли Здудичи и начали преследование врага. Противник попытался задержать советские войска на подступах к населенному пункту Паричи. Сохранившаяся здесь переправа позволяла ему осуществлять маневрирование силами. Бригаде кораблей была поставлена задача прорваться вверх по реке к Паричам и нарушить переправу. Ее выполнение осложнялось тем, что взаимодействующие сухопутные части, преследуя врага, отклонились от русла реки и связь с ними нарушилась. Командир бригады принял решение прорываться к Паричам и уничтожить переправу самостоятельно[5].

Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, бронекатера 2-го отдельного гвардейского дивизиона прорвались к ней и с дистанции 500–800 м прямой наводкой открыли огонь по неприятелю. На мосту образовался затор, и переправа нарушилась. Опомнившись от удара, гитлеровцы подтянули к мосту самоходные орудия, которые вместе с минометными батареями открыли огонь по катерам. Бой продолжался более полутора часов. Бронекатерам приходилось маневрировать, отходить за выступающий мыс левого берега, прикрывать друг друга, но пять бронекатеров все-таки получили прямые попадания.

В результате противник был вынужден отказаться от переправы, бросить технику и взорвать мост. Таким образом, путь отхода немецких войск был нарушен, а их дивизии на правом и левом берегу Березины оказались разобщенными (впоследствии дивизия в районе Паричей была полностью разгромлена). Командир 53-го стрелкового корпуса дал высокую оценку действиям днепровцев в боях 24–26 июня. Он отмечал, что корабли способствовали ликвидации здудическо-паричской группировки фашистов, прикрывавшей Бобруйск с юга, обеспечили быстрое продвижение наших войск по берегам Березины.

Не менее напряженными для флотилии стали и бои по окончательному уничтожению окруженной группировки противника (части 9-й немецкой армии) в районе Бобруйска. К юго-восточной окраине города корабли флотилии прорвались вечером 27 июня. Они с ходу включились в артиллерийскую подготовку, предшествовавшую штурму города. Одновременно корабли флотилии переправляли на правый берег реки 217-ю стрелковую дивизию. Бои за Бобруйск продолжались всю ночь. Убедившись в том, что переправиться через реку нельзя из-за неожиданного появления в тылу советских кораблей, противник стал отходить к центру города. 28 июня флотилия продолжала оказывать содействие наступавшим частям, которые вели уличные бои. Бронекатера под ожесточенным огнем дважды прорывались к железнодорожному мосту в черте Бобруйска и прямой наводкой с дистанции 300–500 м расстреливали огневые точки и живую силу врага.

В результате активных совместных действий днепровцев и войск 217-й дивизии была освобождена южная часть Бобруйска и тем самым обеспечена переправа частей 48-й армии непосредственно в город. К 12 часам 29 июня советские войска полностью овладели жилыми кварталами, портом и железнодорожной станцией Бобруйск, сломив сопротивление окруженной группировки врага.

Одновременно с поддержкой наступавших сухопутных войск корабли переправляли через Березину соединения 48-й армии, которые должны были участвовать в окружении и уничтожении бобруйской группировки. Понтонно-переправочный парк армии из-за плохих дорог отстал от передовых частей, и в сложившейся обстановке эта задача стала для флотилии главной. Катера работали непрерывно, делая каждый до 30 рейсов в сутки. На них перебрасывались даже повозки с грузами и автомашины. На спаренных бронекатерах экипажи приспособились перевозить и 122-мм орудия, чего никогда ранее не делалось. Выполнение столь сложной задачи потребовало от моряков большого напряжения, изобретательности и инициативы. Переправа осложнялась необходимостью перевозки значительного количества лошадей. Однако нашелся быстрый способ их переброски на другой берег: лошади на буксире у катерных тральщиков сами переплывали реку, связанные по 10–12 голов – к хвосту одной крепился повод следующей. Тральщик давал малый ход, и живая цепочка, сформированная на берегу, втягивалась в воду. Лошади, пока могли, шли по дну, а потом послушно плыли друг за другом[6].

Масштабы этой переправы были беспрецедентны для речных флотилий. За трое суток на трех переправах – в районе Доманово, Стасевки и Углов – она переправила на правый берег Березины из состава 48-й армии 66 тыс. человек, 1550 орудий и минометов, 500 автомашин с боеприпасами и другими грузами, 7 тыс. груженых повозок и более 7 тыс. лошадей.


Погрузка десанта морской пехоты на малый речной бронекатер БК-14.

Впоследствии Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал: «В окружении и уничтожении бобруйской группировки вражеских войск активно участвовала Днепровская военная флотилия... Поднявшись вверх по реке за линию фронта, корабли 1-й бригады прорвались к мосту у Паричей, нарушили переправу немецких войск, вышли на подступы к Бобруйску. За трое суток моряки флотилии переправили с левого берега Березины на правый 66 тысяч наших бойцов...»[7].

За время боев на бобруйском направлении днепровцы уничтожили и подавили 25 артиллерийских и минометных батарей, 6 танков, 4 склада и 10 вагонов с боеприпасами, 44 дзота. Несмотря на сложные навигационные условия, сильное огневое противодействие, флотилия успешно осуществляла артиллерийскую поддержку приречных флангов войск, высаживала тактические десанты, обеспечивала переправу 48-й армии и нарушала вражеские коммуникации. Большую помощь она оказала сухопутным войскам в быстром преодолении хорошо подготовленной обороны противника на Березине.

Боевые действия флотилии при овладении Бобруйском были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего: 1-й бригаде речных кораблей было присвоено наименование Бобруйской, а 286 матросов, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями Советского Союза.

С ликвидацией окруженных соединений 9-й немецкой армии район боевых действий отодвинулся от Березины далеко на запад. Согласно директиве штаба фронта, корабли 1-й бригады совершили 700-километровый марш-маневр на р. Припять для содействия войскам 61-й армии, наступавшим на лунинецко-пинском направлении.

К началу наступления флотилия сосредоточила на Припяти 2-ю бригаду речных кораблей, командиру которой капитану 2 ранга Б.М. Митину было приказано 27 июня обеспечить переправу основных сил 55-й стрелковой дивизии на северный берег Припяти у населенного пункта Скрыгалово. Днепровцам предписывалось артиллерийским огнем и высадкой десантов содействовать ее продвижению на запад в прибрежной полосе, а частью сил прорваться на фланг обороны противника в район деревни  Хвоенск для содействия 23-й дивизии.

Корабли начали боевые действия 28 июня, высадив десант у отметки «Паром». Захват плацдарма позволил на следующий день переправить через реку основные силы 55-й дивизии (свыше 7 тыс. человек) и развернуть наступление по левому берегу Припяти. В ночь на 1 июля был высажен десант в город Петриков. В результате согласованных действий 55-й дивизии и флотилии он был очищен от противника. В тот же день корабли приняли десант, состоявший из двух рот 55-й дивизии, и начали действия по освобождению села Дорошевичи. Совершив смелый прорыв в тыл противника, 2 июля корабли высадили десант, который в ожесточенном бою с помощью подошедших по берегу частей дивизии выбил гитлеровцев из села. Отмечая мужество и стойкость моряков-днепровцев, командование 55-й дивизии констатировало, что при высадке десантов и боевых действиях на берегу моряки служили для бойцов дивизии образцом смелости, мужества и высокого воинского мастерства. Их пример вдохновлял личный состав батальонов, участвовавших в десантах, на выполнение поставленных задач.

3 июля корабли прорвались на рейд Хвоенска, высадили десант и артиллерийским огнем помогли частям 23-й дивизии с ходу овладеть им. На следующий день 1-й отдельный дивизион бронекатеров был направлен для обеспечения переправы войск на левый берег Припяти. В ночь на 5 июля катера прошли за линию фронта и успешно высадили стрелковый батальон 117-го полка на левый берег реки южнее с. Борки. При поддержке катеров десант захватил плацдарм, на который затем переправились и другие части дивизии. Продвигаясь вверх по реке, корабли обеспечивали широкий маневр сухопутным войскам, наступавшим по побережью. Высадкой десанта, артиллерийской поддержкой и обеспечением переправы корабли флотилии помогли стрелковым частям и при овладении г. Туров.

8 июля кораблями были переправлены через р. Припять войска 397-й дивизии, что позволило ей быстро развернуть наступление на г. Лунинец и, при содействии флотилии, на следующий день освободить его. Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля морякам-днепровцам объявлялась благодарность, а 2-я бригада речных кораблей получила наименование Лунинецкой[8].

Важным этапом в боевой деятельности флотилии являлось содействие сухопутным войскам в освобождении г. Пинск – ключевого пункта на пути советских войск к Бресту. К началу боев обе бригады речных кораблей Днепровской флотилии, пополнившись новыми кораблями, сосредоточились на подходе к городу. Две группы партизан из соединения А.Е. Клещева были высажены с катеров на некоторые участки берега и ликвидировали обнаруженные там группы вражеских войск.


Полуглиссер ПГ-78 Днепровской военной флотилии перевозит снаряды во время боев по освобождению Минска.

9 июля 1944 года войска 61-й армии подошли к Пинску, превращенному немцами в сильный опорный узел. Восточнее города поймы рек Припять, Ясельда и Пина сильно заболочены, поэтому было решено нанести главный удар правым флангом армии, обойдя город с севера. Второй удар по городу с юго-востока наносил 9-й гвардейский стрелковый корпус. Его 415-й дивизии и Днепровской флотилии была поставлена задача прорваться в Пинск по Припяти с востока и высадить десант непосредственно в речной порт города. Для этого силам высадки необходимо было прорваться в глубь вражеской обороны более чем на 20 км. Открытая заболоченная прибрежная местность, просматривавшаяся с возвышенных мест города на 10 км, снижала скрытность перехода, почти лишала внезапности и затрудняла взаимодействие кораблей с частями 61-й армии. Поскольку полевая артиллерия из-за большой удаленности не могла оказать помощь десанту, огневая поддержка возлагалась лишь на отряд кораблей (6 плавбатарей и 6 бронекатеров).

Вечером 11 июля катера отряда высадки под командованием капитана 3 ранга А.И. Пескова приняли первый эшелон десанта численностью 550 человек, боеприпасы и артиллерию из состава 415-й дивизии. В темноте, отряд скрытно, без навигационных ориентиров и местами по мелководью прошел в глубь немецкой обороны. Около 3 часов 12 июля катера подошли к причалам пинского речного порта и высадили первый бросок десанта, а через 40 минут без потерь сошел на берег весь первый эшелон. Расчет на скрытность перехода и внезапность высадки полностью оправдался. Десантирование было проведено настолько неожиданно, что противник только через 10 минут после высадки смог оказать слабое огневое противодействие.

Вместе с первым броском десанта высадился отряд моряков флотилии. Совместно с подразделениями полка они закрепились на захваченном плацдарме, выставили охранение на флангах и стали продвигаться в глубь города. В это же время бронекатера и плавучие батареи отряда артиллерийской поддержки капитана 3 ранга К.В. Максименко заняли огневые позиции, высадили корректировочные посты и открыли огонь, оказывая артиллерийскую поддержку десанту. Остальные корабли возвратились за вторым эшелоном десанта.

К 8 часам юго-восточная часть города была освобождена. К этому времени противник начал отводить свои войска из района восточнее Пинска на запад. Командование 415-й дивизии направило свои части, в том числе и те, которые предназначались для второго эшелона десанта, на преследование немецких войск, отходивших вдоль южного берега Припяти. Между тем неприятель, находившийся в Пинске, оправился от внезапного удара и, определив немногочисленность десанта, вынудил его перейти к обороне. Враг стремился удержать город до тех пор, пока через него на запад не пройдут арьергардные части.

Воспользовавшись отсутствием второго эшелона десанта, немецкое командование подтянуло резервы и предприняло десять контратак, потеснив десант к берегу. Первоначально занятый плацдарм сократился, и создалась угроза его полной потери. Второй эшелон десанта командованию удалось сформировать только во второй половине дня. Отряда усиления численностью 450 человек, сформированного из обеспечивающих подразделений 415-й дивизии и 1-й бригады речных кораблей, оказалось недостаточно, так как противник продолжал стягивать свои силы к северо-восточной части города. Личный состав героически выполнял поставленную задачу: доставлял боезапасы и подкрепления. Преодолевая плотную завесу артиллерийского, минометного и пулеметного огня, катера дважды прорывались непосредственно в порт.

Бои за город приняли затяжной характер. Отражая десятки вражеских атак, десантники приковали к себе значительные силы противника. Только к исходу дня 13 июля войска правого фланга 61-й армии вышли непосредственно на подступы к Пинску с востока. Дивизии 9-го гвардейского стрелкового корпуса форсировали Припять 12 июля и вышли к р. Пине западнее Пинска. С юга к городу подошли части 415-й дивизии.

В это время корабли 2-й бригады под командованием капитана 2 ранга В.М. Митина, продвигаясь по рекам Ясельда и Пина, содействовали наступлению частей 397-й стрелковой дивизии. Они подавляли артиллерийские и минометные батареи, огневые точки, уничтожали живую силу и боевую технику, высаживали разведывательные и тактические десанты. Высаженные на рассвете 14 июля около деревни Пинковичи 200 бойцов разгромили гарнизон опорного пункта, перерезали путь отхода немецко-фашистских частей к Пинску, что позволило основным силам 397-й дивизии без задержки подойти вплотную к городу и утром соединиться с десантом.

К 8 часам утра 14 июля части двух дивизий, вступившие в Пинск с разных направлений, и соединившиеся с ними десантники полностью овладели городом. При этом корабли 1-й бригады в порту Пинска захватили 3 парохода, 27 буксиров, 79 катеров, 76 металлических и деревянных барж[9]. Это способствовало успеху последующих действий сухопутных войск: речной транспорт оказался крайне необходим в условиях заболоченной местности и бездорожья.

Здесь же в Пинске закончились боевые действия Днепровской военной флотилии в операции «Багратион». Разрушенные отступающими немецкими войсками гидротехнические сооружения Днепро-Бугского канала мешали немедленному продвижению кораблей к Бресту, и они начали подготовку к переходу на реки Польши.

Всего в ходе Белорусской операции корабли флотилии высадили 12 разведывательных и тактических десантов общей численностью более 2800 человек, уничтожили около 1550 солдат и офицеров, 19 артиллерийских и 27 минометных батарей, 13 орудий, 5 самоходок и 7 танков, 92 пулеметные точки, 16 складов и 10 вагонов с боеприпасами, множество другой техники и оборонительных объектов. Ими было переправлено через водные преграды 77 934 солдата и офицера, 960 орудий, 8 минометных батарей и 917 минометов, 100 противотанковых ружей, 92 пулемета, 8663 ящика с боеприпасами, 21 радиостанция, 1555 автомашин и 30 тягачей, 8663 повозки, 8975 лошадей, 37,7 т продовольствия[10].

Вся боевая деятельность Днепровской флотилии в ходе операции «Багратион» проводилась в тесном оперативном и тактическом взаимодействии с сухопутными войсками. Несмотря на большую протяженность театра и навигационные трудности, корабли своевременно сосредоточивались на основных операционных направлениях. Благодаря отлаженной системе управления и четкой работе связи руководство боевыми действиями флотилии было устойчивым и непрерывным.


Действия Днепровской флотилии на Березине и Припяти в июне – июле 1944 г.

Моряки-днепровцы проявили высокие морально-боевые качества, массовый героизм, воинское мастерство, инициативу. В приказе Верховного Главнокомандующего от 14 июля 1944 года среди отличившихся были и моряки-днепровцы. 1-й отдельный дивизион бронекатеров, 3-й и 4-й дивизионы катеров-тральщиков получили наименование Пинских. Сотни матросов, старшин и офицеров были награждены орденами и медалями, а 9 из них – удостоены звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1944 года Днепровская флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Этой же высокой награды удостоились 1-я Бобруйская и 2-я Лунинецкая бригады речных кораблей, 2-й отдельный гвардейский Бобруйский дивизион бронекатеров.

Успешно выполнив задачи, поставленные командованием 1-го Белорусского фронта, флотилия обогатила отечественное военно-морское искусство опытом совместных действий с сухопутными войсками при прорыве долговременной обороны противника и развитии быстрого наступления на приречных флангах. Накопленный ими на Березине и Припяти опыт послужил залогом успешных действий флотилии в последующих наступательных операциях на территории Польши и Германии, в Берлинской операции.

Подполковник Виктор Чертов,
начальник отдела Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ.

[1] Григорьев В.В. И корабли штурмовали Берлин. М:, 1984. С. 103.

[2] Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 211.Д. 1944. Л. 20.

[3] Там же. Д. 35203.Л. 24.

[4] Григорьев В.В. И корабли штурмовали Берлин. С. 128.

[5] Аристов А.П. Боевые действия Днепровской военной флотилии в Белорусской операции // Военно-исторический журнал. 1985. № 6. С. 60.

[6] Григорьев В.В. И корабли штурмовали Берлин. С. 141.

[7] Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М, 1972. С. 269, 270.

[8] Григорьев В.В. Действия Днепровской флотилии на Березине и Припяти летом 1944 года // Военно-исторический журнал. 1974. № 7. С. 21.

[9] Там же. С. 22.

[10] ЦВМА. Ф. 211. Д. 11274. Л. 111, 112., Морской атлас. Т. III. Часть вторая. Л. 40.

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false