Карта сайта

Уничтожение первого высотного самолета-нарушителя над СССР огнем зенитных ракетных комплексов. К 55-летию первого успешного применения в СССР зенитного ракетного оружия


Американский самолет-разведчик U-2 в полете

55 лет назад, 1 мая 1960 г., Войсками ПВО страны была пресечена попытка глубокого проникновения на территорию СССР со стороны американского высотного самолета-разведчика Lockheed U-2 (пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс[1]) из состава отряда «Отряда 10–10»[2], вылетевшего с аэродрома Пешавар (Пакистан) в рамках проведения разведывательной операции «Перелет» («Оверфлайт»).

В то время американские летчики были частыми «гостями» в воздушном пространстве Советского Союза. Только за период с 1956 г. по 1 мая 1960 г. радиотехническими средствами противовоздушной обороны страны было зафиксировано 24 случая проникновения самолетов-шпионов на нашу территорию. На личном счету Ф.Г. Пауэрс таких полетов было шесть. Последний его рейд оказался неудачным и вызвал широкий международный резонанс.


Летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс у  американского высотного
самолета-разведчика Lockheed U-2

1 мая, в 5 часов 36 мин. по московскому времени воздушный разведчик U-2, пилотируемый Пауэрсом, пересек советскую границу юго-восточнее г. Кировабада (Пянджа, Таджикская ССР) и был обнаружен советскими радиолокационными средствами радиотехнических войск (РТВ) ПВО страны. Для разрешения создавшейся ситуации на центральный командный пункт (ЦКП) ВПВО страны прибыла группа офицеров и генералов во главе с главнокомандующим Войсками ПВО страны Маршалом Советского Союза С.С. Бирюзовым.


Карта разведывательного полета U-2 1 мая 1960 г.

О факте нарушения воздушного пространства СССР было немедленно было доложено первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву, который потребовал принять все меры по пресечению разведывательного полета.

Тем временем U-2 достиг территории Урала и вошел в зону ответственности 4-й Уральской отдельной армии ПВО.


Обстановка в небе над Свердловском.
Схема подготовлена в 1998 г. заместителем председателя комиссии
главнокомандующего Войсками ПВО генерал-лейтенантом Г.С. Легасовым
по данным от РЛС 01.5.1960 г.

Поднятая на его перехват пара истребителей МиГ-15бис 412-го истребительного авиационного полка (иап) 101-й истребительной авиадивизии с поставленной задачей не справилась вследствие большой высоты полета американского разведчика. Находившиеся на аэродроме Гражданского воздушного флота Кольцово в г. Свердловске на маршруте перегонки с Новосибирского авиазавода два истребителя-перехватчика Су-9 (летчики – капитаны А.Н. Сакович и И.А. Ментюков) были приведены в боевую готовность к вылету на перехват нарушителя. Учитывая отсутствие у экипажей высотного снаряжения, а у самолетов — ракетного оружия, командующий истребительной авиацией ПВО страны генерал-полковник авиации Е.Я. Савицкий отдал распоряжение — осуществить высотный таран нарушителя.

В 7 часов 40 минут с аэродрома Кольцово был поднят самолет капитана Саковича, и выведен в район 150 км южнее Троицка — 450 км от аэродрома вылета. Из-за ошибочных данных службы наведения (цель устойчиво выдавалась на высоте 10 тыс. м), летчик выше 12 км не поднимался и цель не обнаружил.

В 8 часов 28 минут с аэродрома Кольцово был поднят истребитель-перехватчик Су-9 капитана Ментюкова. Наведение было произведено неточно — истребитель набрал высоту 20 750 м и скорость 1,9 М, но был выведен на 10–12 км правее цели. При повторном наведении на цель команда отключить форсаж была подана преждевременно. Из-за этого истребитель потерял высоту, и повторное наведение не состоялось. Летчик произвел посадку на свой аэродром[3].

В 8 часов 43 минуты по распоряжению заместителя командующего 4-й отдельной армии ПВО по авиации генерал-майора авиации Ю.С. Вовка с аэродрома Кольцово были подняты два МиГ-19 365-го иап (капитан Б.Г. Айвазян и старший лейтенант С.И. Сафронов) с задачей набора высоты 6 тыс. м над аэродромом и следованию за целью ее курсом в готовности сбить нарушителя, если он почему-либо снизится со своей недосягаемой для МиГов высоты.


Зенитный ракетный комплекс С-75

Одновременно по самолету-нарушителю начали действовать зенитные ракетные подразделения. 

При прохождении через зону поражения 5-го и 6-го дивизионов 37-й зенитной ракетной бригады (зрбр) U-2 подвергся обстрелу одним из расчетов 5-го дивизиона, но ракета не попала в цель. Позднее самолет-нарушитель вошел в зону ответственности 57-й зрбр (г. Свердловск), где в 8 часов 52 минуты по ней была пущена ракета расчетом 2-го дивизиона (врид командира майор М.Р. Воронов). При подрыве ракеты самолет-нарушитель получил серьезные разрушения (отбито хвостовое оперение) и начал падать, летчик с большим трудом сумел покинуть кабину. Уже падающий U-2 был поражен второй ракетой, пущенной 1-м дивизионом той же бригады.


Боевой расчет, отличившийся при уничтожении U-2 1 мая 1960 г.

В результате нарушения взаимодействия между истребительной авиацией ПВО и зенитными ракетными войсками (ЗРВ) самолет старшего лейтенанта С.И. Сафронова попал под зенитный ракетный обстрел 4-го дивизиона. По нему было выпущено 3 ракеты. Самолет оказался сбитым, летчик трагически погиб[4]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 г. он посмертно был награжден орденом Красного Знамени. Обстоятельства гибели пилота в Указе не сообщались. Сведения оставались засекреченными вплоть до конца 1980-х гг.

Уже в наши дни имя Сергея Сафронова было присвоено одному из самолетов-истребителей МиГ-31 ВВС РФ.

В результате дежурные (и дополнительно привлекаемые) силы 4-й Уральской отдельной армии ПВО 1 мая 1960 г., действуя по самолету-нарушителю, произвели 8 вылетов истребителей: Т-3 — 3, МиГ-19 — 2, Миг19П — 1, МиГ-15 — 2; и осуществили пуск 8 зенитных управляемых ракет (ЗУР), из них 5 — по цели и 3 — по своему истребителю, поразив обоих[5].


Осмотр первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым обломков U-2

Обломки упавшего U-2 были разбросаны на большой площади, но потом почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Позднее в московском Парке культуры и отдыха им. Горького была организована выставка трофеев, которую, как утверждали отечественные средства массовой информации, посетили 320 тыс. советских и более 20 тыс. иностранных граждан.

Летчик сбитого американского самолета Ф.Г. Пауэрс был задержан. 19 августа 1960 г. он был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к 10 годам лишения свободы по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и отбывал срок в тюрьме «Владимирский централ» г. Владимира.

10 февраля 1962 г. в Берлине на мосту Глинике был произведен обмен  летчика Пауэрса на арестованного в США советского разведчика-нелегала В.Г. Фишера — Р.И. Абеля.

В 1998 г. Центральное разведывательное управление рассекретило ряд документов о полете шпиона, а в 2006 г. Россия передала США копии документов о процессе над Пауэрсом.

Материалы подготовлены старшим научным
сотрудником Научно-исследовательского института
(военной истории) Военной академии
Генерального штаба ВС РФ
Лашковым А.Ю.

________________________________________

[1] Фрэнсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers) [17.08.1929 – 1.08.1977], американский летчик, выполнявший разведывательные задания для ЦРУ.

[2] Официально «Отряд 10–10» именовался 2-й (временной) авиаэскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и, по легенде, подчинялось NASA.

[3] Серов Г. Стратегическая воздушная разведка НАТО против СССР. 1950-е годы // Мир авиации, 2002. № 2. С. 32.

[4] Там же. С. 33–34.

[5] Там же. С. 34.

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false