Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

История

Во всех войнах и военных конфликтах, требующих массовых перебросок войск по путям сообщения, служба военных сообщений, со дня образования, являлась важным связующим звеном между военным ведомством и органами транспорта.

Создание прообраза службы военных сообщений в русской армии произошло вместе с изданием Петром Первым Устава воинского 30 марта 1716 года, где в главе тридцать второй вводится должность генерал-вагенмейстера или обозного. В Уставе воинском были установлены должностные обязанности квартирмейстеров — от ротного фурьера (от нем. führen — вести) до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т. п.

В 1812 году согласно Учреждению для управления большой действующей армией планирование и организацию передвижения войск на театре военных действий осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер, подчиненные дежурному генералу при начальнике Главного штаба армии.

В 1851 году были разработаны первые руководства о перевозке войск по железной дороге и осуществлена крупная перевозка войск из Петербурга в Москву на расстояние 650 км.


 

 

 

24 ноября 1851 года было отдано первое циркулярное распоряжение военного ведомства об использовании железной дороги для воинских перевозок.

В соответствии с повелением от 14 мая 1868 года государя императора Александра II, был подписан приказ Военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина от 6 (18) июня 1868 года № 183, которым был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, а также аппарат заведующих передвижением войск на транспорте и наблюдающих за отправлением войск. Таким образом, был создан окончательный прообраз современной структуры службы военных сообщений.

Служба военных сообщений состояла при Главном Штабе Военного министерства и комплектовалась офицерами, окончившими Николаевскую академию Генерального штаба и занимавшими (либо претендующими) на занятие должностей в службе военных сообщений, состоящей при Генеральном Штабе.

В 1914 году, в соответствии с Положением о полевом управлении войск в военное время в состав Штаба, а затем Ставки Верховного главнокомандующего было включено и управление начальника военных сообщений. На каждом фронте, а при необходимости и при отдельных армиях, имелись начальники военных сообщений фронтов и армий, подчиненные на местах главным начальникам снабжения армий фронтов.

18 сентября 1915 года Николай II утвердил Положение о Главном Управлении военных сообщений. Главный начальник военных сообщений назначался Императором и обладал широкими полномочиями. При Главном начальнике военных сообщений было создано Главное управление военных сообщений.

С объявлением войны железные дороги театра военных действий переходили в полное подчинение военным властям. Это обстоятельство вызывало необходимость для военного ведомства иметь надлежаще подготовленный кадр чинов, которые могли бы выполнить крайне ответственную роль распорядителей железнодорожного транспорта во время войны. Таким кадром были офицеры, подведомственные в мирное время Отделу военных сообщений, как одному из подразделений Главного управления Генерального штаба.


 

 

 

Отдел военных сообщений был центральным органом, ведавшим подготовкой для войны железных дорог и внутренних водных путей, организацией этапно-транспортной службы, почтово-телеграфных сношений военного времени и полевыми железнодорожными войсками. Местными органами Отдела военных сообщений в отношении железных дорог были заведующие передвижением войск различных районов, на которые делилась вся территория империи, и каждый из которых заключал в себе от 3-х до 4 тысяч верст железнодорожной сети. Районы делились на комендантские участки, составлявшие примерно от 400 до 500 верст пути, с управлениями железнодорожных комендантов в крупных узловых пунктах.

При управлениях заведующих передвижением войск было некоторое число офицеров для поручений. Они практически и теоретически изучали железнодорожное дело и, после испытания, зачислялись в кандидаты на должности железнодорожных комендантов. Приведенная организация службы по военным сообщениям давала возможность Генеральному штабу подготовить необходимый персонал для занятия во время войны должностей на дорогах Полевого управления и принимать в мирное время ответственное участие в общей подготовке всей железнодорожной сети к выполнению ее работы военного времени.

В таком виде Управление военных сообщений просуществовало до конца января 1917 года.

21 января 1917 г. Николай II утвердил Положение об управлении путями сообщения на театре военных действий. При Штабе Верховного главнокомандующего создавались Управление путей сообщения и Управление начальника военных сообщений театра военных действий.

После Октябрьской революции 1917 года Управление военных сообщений на Театре военных действий при Ставке ВГК (фактически главный центральный орган военных сообщений) находилось в Могилеве и в условиях фактического развала железнодорожного транспорта, революционных настроений в войсках продолжало выполнять свои задачи по организации воинских перевозок.


 

 

 

На второй день образования Советской власти II Всероссийский съезд Советов создал Комитет по военным и морским делам, переименованный в декабре 1917 г. в Коллегию военных комиссаров. Для защиты завоеваний революции 15(28) января 1918 г. Председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин подписал декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Еще продолжалась Первая Мировая война. Россия в составе Антанты противостояла Германии. Затянувшаяся позиционная война никого не приводила к успеху. Свою роль в деморализации русской армии сыграли и большевики. При этом, как показывает история, слабостью России всегда пользовались ее друзья и противники.

Объявленная большевиками демобилизация царской армии не привела к полной деградации оставшихся органов военного управления. Однако условия работы офицеров Ставки с каждым днем все усложнялись. К трудностям походной жизни добавлялся прессинг революционно настроенных бывших подчиненных. Ранее, в начале декабря 1917 года за отказ вести переговоры с немцами сначала был отстранен от командования, а потом растерзан толпой матросов Верховный главнокомандующий Русской Армии генерал Николай Николаевич Духонин. В Ставке стали обыденным делом ночные обыски у офицеров, особо сопротивляющихся могли просто пристрелить.

Прибывший в Ставку назначенный Правительством большевиков новый Главковерх, – бывший прапорщик царской армии Николай Крыленко, 20 января 1918 года издает приказ Верховного Главнокомандующего № 14 о расформировании Ставки. Управлениям и отделам Ставки предписывается о завершении расформирования докладывать изданием приказов.

Учитывая сложившуюся революционную ситуацию в России, фактическое отсутствие сильного единого централизованного государственного и военного управления, а на местах просто анархию, в феврале 1918 года германские войска переходят в наступление по всему фронту и рвутся к Петрограду.


 

 

 

Вновь сформированное Правительство большевиков, понимая, что тезис любая кухарка может управлять государством в военной сфере не срабатывает и можно просто потерять Россию как государство, вызывает из Ставки в Петроград военспецов старой русской армии, главным образом оперативной части, вместе с которой 21 февраля 1918 года убывает и начальник Управления военных сообщений на Театре военных действий, всем известный, как первый ЗР в Красной Армии, бывший генерал-майор старой армии Николай Иосифович Раттель.

На хозяйстве, временно исполняющим должность начальника в Управлении ВОСО на ТВД в Могилеве остается начальник отдела воинского движения, бывший генерал-майор старой армии Иван Александрович Бармин.

Николай Иосифович Раттэль будет активно участвовать в строительстве новой Красной армии. Выстроенная система управления военными сообщениями, ее генералы и офицеры, сохранившие преемственность и преданность делу военных сообщений, позволили Управлению ВОСО на ТВД в бывшей Ставке ВГК остаться одним из наиболее работоспособных организмов.

На следующий день после отъезда Раттэля в Петроград, 22 февраля 1918 года Управление военных сообщений на театре военных действий в количестве 56 человек эвакуируется в Орел.

4 марта 1918 года в Петрограде был образован Высший Военный Совет, и его приказом от 5 марта 1918 г. № 2 было установлено считать управление Ставки расформированным, за исключением Управления начальника военных сообщений, Управления путей сообщения и Санитарного управления.

В этот же день, 4 марта 1918 года в Управлении военных сообщений на театре военных действий был издан приказ № 37 о расформировании отдельных отделов (канцелярии, военно-железнодорожного отдела, автомобильного отдела, инспекции броневых автомобильных частей действующей армии), а также упразднении отдельных должностей и сформировании с 5 марта 1918 года Управления военных сообщений на ТВД по штату, утвержденному Ликвидационной комиссией (Цекодарфом) Красной армии, при этом практически весь личный состав этим же приказом был переназначен на новые (старые) должности.

Не было, как это установлено в случае создания новой структуры, так называемого приказа № 1. Управление ВОСО на ТВД функционировало и продолжало выполнять свои задачи, которые на тот момент не прекращались, одной из которых были перевозки по демобилизации разваливающейся старой армии в условиях почти парализованного железнодорожного транспорта в стране.

И хотя официальных постановлений, декретов высшего руководства страны об образовании службы военных сообщений в 1918 году фактически не было, 5 марта 1918 года стало датой формирования центрального органа военных сообщений РККА и, в дальнейшем, Днем образования службы военных сообщений РККА.

Потом была революция, гражданская война, разруха, военный коммунизм, новая экономическая политика. В начале 30-х годов начались первые серьезные чистки в рядах Красной Армии, когда были посажены, а в дальнейшем и расстреляны восовцы, перешедшие на сторону Красной Армии из царской армии, затем 37-й год – репрессии, Советско-Финская война 1939 года, Великая Отечественная.

Так, из поколения в поколения офицеры службы военных сообщений накапливали и передавали свой опыт, совершенствовали систему военных сообщений.

В годы Великой Отечественной войны выстроенная организация воинских перевозок позволяла своевременно сконцентрировать войска на определенных командованием направлениях, что стало одним из решающих факторов при отражении фашистской агрессии.

Существенный вклад служба военных сообщений внесла в послевоенный период. В соответствии с заданиями командования своевременно были организованы и выполнены:

переброски войск на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года, в Демократическую республику Афганистан, на территорию государств бывшей Югославии;

перевозки войск для наведения конституционного порядка в Чеченской Республике, в ходе операции по принуждению Грузии к миру, а также в ходе присоединения Крыма к России;

воинские перевозки в условиях техногенных и природных катастроф, таких как Чернобыльская авария 1986 года и землетрясение в Армении 1988 года, а также связанных с доставкой вооружения, военной техники и материальных средств в Сирийскую Арабскую Республику.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2017 года № 222 в Вооруженных Силах Российской Федерации был установлен новый праздник – день Службы военных сообщений. Таким образом, с учетом событий произошедших в 1868 году – 18 июня будет отмечаться круглая дата 150-летие службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сегодня мы вспоминаем прошедшие события и тех генералов и офицеров, с которыми мы вместе служили, которые были нашими первыми командирами и наставниками. Поздравляем вас с юбилеем службы военных сообщений.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false