Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Сведения

Выступление генерал-майора Андрея Равкова, Министра обороны Республики Беларусь

Уважаемые дамы и господа!

От имени Республики Беларусь приветствую участников международной научно-практической     конференции. Признателен ее организаторам за предоставленную возможность обменяться мнениями и взглядами по актуальным вопросам обеспечения международной безопасности.

Прошедший 2014 год не принес нам мира, спокойствия и стабильности. Обстановка не только не улучшилась, а по отдельным направлениям резко ухудшилась. Сделанные в прошлом году в ходе аналогичной конференции оценки угроз оказались точны, а самые худшие прогнозы воплотились в жизнь.

По нашей оценке, дальнейший «экспорт» так называемых «цветных революций» для развала отдельных государств и насыщение механизмов их реализации военным содержанием – фактически подрывают основы обеспечения региональной безопасности и стабильности.

Фактически идет гражданская война в Ливии, Сирии, Афганистане, Ираке, Йемене, сопровождаемая небывалым всплеском терроризма. Потерян контроль государства над экономическими ресурсами. Статус данных стран в регионах, да и в мире значительно дискредитирован.

Конфликтный    потенциал    продолжает    нарастать    и    приводит к появлению новых очагов нестабильности уже на Европейском континенте.

Практическая     реализация     концепций     «управляемого     хаоса» и «цветных революций», отработка и совершенствование их механизмов с задействованием военной силы, по нашей оценке, несут в себе серьезные угрозы для безопасности не только отдельных государств, но и целых регионов.

К  сожалению,  сегодня  использование  дипломатических  методов в разрешении межгосударственных противоречий не стало доминирующей тенденцией  в  решении  проблем  международной  безопасности. Применение военно-силовых методов рассматривается некоторыми участниками международных процессов как один из основных инструментов для реализации своих национальных интересов в «перекраивании» сложившихся геополитических разделительных линий и придании отдельным государствам «буферных» функций.

Подобные действия – это самый кратчайший путь к возникновению так   называемых   «замороженных  конфликтов»   и   «тлеющих»   очагов военных столкновений низкой интенсивности, которые как «взведенная пружина» накапливают и сохраняют высокий деструктивный потенциал. Примеров тому в современном мире множество – начиная от давнего противостояния Индии и Пакистана за провинцию Кашмир и заканчивая Украиной.

Последний явился своеобразным катализатором изменения сложившейся в современном мире    архитектуры безопасности на Европейском континенте.

Сегодня, в результате усилий международного сообщества, украинский   очаг   напряженности   перешел   в  фазу   относительного «затишья». Вместе с тем, по нашей оценке, ситуация в соседнем с Республикой Беларусь государстве будет оставаться одним из основных дестабилизирующих факторов в регионе.

Должен отметить формирование вызовов военной безопасности государствам в Европейском регионе. Объективно, только так можно оценивать наращивание присутствия группировок войск из состава НАТО вблизи границ Республики Беларусь. Это заставляет нас давать однозначную оценку происходящим процессам, отражающую рост уровня военной опасности в регионе.

Не способствует росту доверия и существенное наращивание интенсивности мероприятий оперативной и боевой подготовки вблизи границ нашего государства. Особенно это настораживает в свете кризиса отдельных направлений международной системы контроля над вооружениями в Европе, что также является вызовом для военной безопасности всех европейских государств.

В условиях «слабости» международных организаций обеспечения безопасности, отдельными государствами могут приниматься самостоятельные решения на использование силовых методов в разрешении межгосударственных противоречий. Факторов, сдерживающих от принятия  подобных силовых решений,  становится все меньше.

Настораживает принципиальный отказ евроатлантических стран от всех форм сотрудничества по инициативам, выдвигаемым в области создания  совместных   систем   противоракетной  обороны.   Размещение в европейских государствах элементов американской системы ПРО, вероятнее всего, заложит основы для нарушения сложившегося в мире ракетно-ядерного   баланса.   В   этой   же   плоскости   лежат  и   действия по  созданию  систем  высокоточного  оружия,  позволяющих  реализовать все преимущества глобальной досягаемости. Эти вызовы военной безопасности    лишь    усугубляют    и    без    того   сложную    ситуацию в Европейском регионе.

Вызовы и угрозы появились в новой сфере – в виртуальном пространстве. Речь идет о так называемых «кибернетических войнах».

Рассматривая   угрозы   в   этой   сфере,   мы   прекрасно   понимаем, что  атаки  хакеров-одиночек  –  это вчерашний  день.  Сегодня  «войну в киберпространстве» ведут государства. Избирательное и точечное воздействие при определенной дешевизне процесса, высокая эффективность – все это делает «борьбу в киберпространстве» мощным инструментом    достижения    стратегических    и    политических    целей. А   при   комплексном   воздействии,   в   рамках   проводимых   военных операций – значительно увеличивает шансы на успех и победу в войне в целом.

Еще одним вызовом современности является «борьба за сознание» людей, информационное противоборство. Информационные ресурсы, направляемые на дискредитацию внешней и внутренней политики страны- объекта воздействия, стали обязательной составляющей межгосударственных конфликтов.

В современных условиях, «завладев» умами большей части населения, можно  «взорвать» обстановку в стране изнутри, спровоцировать   внутренний   военный   конфликт.   По   нашей   оценке, это является серьезным вызовом военной безопасности.

Эффективность форм информационного воздействия становится соизмерима с военными. Кроме того, политическое и дипломатическое давление, эмбарго, торгово-экономические ограничения, протекционистские меры и квоты все чаще выступают инструментом поддержки последующих «силовых» решений. Такие комплексные действия четко вписываются в рамки нового явления современности, которое     сегодня     называют     «гибридной     войной»,     и     создают все     предпосылки     к     уничтожению     противостоящего     государства как   «неугодной»   политической   системы   «чужими   руками»,   руками так называемой «пятой колонны». Они существенно расширяют спектр угроз  и  становятся  одним  из  основных  способов  достижения  военно-политических и стратегических целей.

Именно «гибридная война» интегрирует в своей сущности весь диапазон    средств    противоборства    –   от    наиболее    современных и  технологичных  («кибервойна»  и  информационное  противоборство) до использования примитивных по своей природе террористических способов и тактических приемов в ведении вооруженной борьбы, увязанных по единому замыслу и целям и направленных на разрушение государства, подрыв его экономики, дестабилизацию внутренней социально-политической обстановки.

Сегодня явно обозначилась тенденция активного военного вмешательства  в  международные  процессы сил, не  являющихся субъектами международного права. Речь идет о таких негосударственных террористических      образованиях,      как      «Исламское      государство» и радикальное религиозное движение «Талибан», террористических организациях   «Аль-Каида»   и   им   подобных.   В   последнее   время, они  переросли  политические  и  экономические  рамки,  превратившись в серьезную военную силу.

Терроризм   не   имеет   ни   территориальных,   ни   национальных, ни религиозных границ. В настоящее время – это острейший вызов военной    безопасности,    который    нельзя    не    замечать,    поскольку по масштабу уже не ограничивается отдельными терактами. Не случайно на прошедшем в конце прошлого месяца саммите Лиги арабских государств в Каире джихадисты «Исламского государства» были признаны основной угрозой мировой стабильности. Налицо все признаки расширения географической сферы этого явления. При этом последствия данного расширения оказывают разрушительное влияние на всю систему международной безопасности.

С учетом их планов создания грандиозного трансграничного халифата в границах от Урала до Индийского    океана, линия «антитеррористического  фронта»  грозит  «пройти»  через  всю  Европу и   Азию.   Это   явно   не   будет   способствовать   укреплению   мировой и региональной безопасности.

Кроме того, глубокую озабоченность у военно-политического руководства Республики Беларусь вызывает рост транснациональной преступности, которая однозначно связана с угрозой незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических и психотропных веществ.

По нашей оценке, значительное влияние на незаконное распространение оружия, растущие объемы наркотрафика оказывает обстановка в Афганистане.

Проведение очередной, так называемой, «антитеррористической операции» в Афганистане, размещение в этой стране Международных сил содействия      безопасности,      не      принесли      долгожданного      мира и спокойствия.

Осознание угрозы терроризма и транснациональной преступности должно заставить нас совершенствовать механизмы противодействия им. Здесь  и  политические,  и  экономические,  и  силовые  методы  борьбы. Но, это не только задача отдельно взятого государства – это задача, которую необходимо решать совместно.

Поэтому, белорусское государство абсолютно четко выражает свою позицию в том, что совместная деятельность в рамках нейтрализации вышеперечисленных и других угроз, на региональном и глобальном уровнях, будет способствовать положительной динамике в вопросах обеспечения международной безопасности.

Вместе с тем, для нас является непонятной и парадоксальной ситуация, когда международные организации, государства и их военно-политические союзы принимают решения, которые способствуют лишь эскалации напряженности.

Существующие механизмы обеспечения безопасности в мире, заложенные в основу деятельности таких организаций, как ООН и ОБСЕ – сегодня работают, надо сказать, недостаточно эффективно.

Мы говорим об их инертности, о «двойных стандартах», применяемых при оценке событий в разных конфликтных регионах уже не первый год.

Вместе с тем, практика деятельности международных организаций показывает,   что   многие   из   них,   де-факто,   стали   инструментами, при  помощи  которых  отстаивают  свои  геополитические  интересы мировые  центры  силы,  без  учета  интересов  всех  субъектов международных   отношений.   Это   прямой   путь   к   узурпации   права и функций международных организаций обеспечения безопасности – принимать решения по вопросам сохранения мира и стабильности военными средствами.

Исходя из очевидности данного факта, эффективность деятельности таких  международных  организаций  в области  обеспечения  глобальной и региональной безопасности существенно снижается, что обусловливает повышение рисков военной безопасности для всех государств мира.

К сожалению, это реалии сегодняшнего дня. И в этих условиях, очевидной является задача развития международного права и повышения эффективности международных организаций по обеспечению безопасности, приведения их в соответствие с качественно новыми реалиями мировой политики и международных отношений.

Помимо этого, необходимо раз и навсегда отказаться от «двойных» стандартов.    Это    позволит    сделать   политику  более прозрачной и предсказуемой, улучшит качество отношений между государствами.

Республика Беларусь находится в центре Европы на перекрестке важных  транзитных  путей,  граничит  с основными геополитическими «игроками» региона – Россией, странами Европейского союза и НАТО. В современных условиях, находясь в «эпицентре событий», мы, как никто другой, заинтересованы в сохранении стабильности и мира в регионе.

Однозначным приоритетом и гарантией политической, экономической, информационной и военной безопасности нами рассматривается равноправное участие в составе таких интеграционных объединений,   как    Союзное    государство,    Организация    Договора о коллективной безопасности, Таможенный Союз, Евразийский экономический     союз     и     Содружество     Независимых     Государств. Однако, это не означает отказ от конструктивного диалога с другими государствами и их союзами.

Мы и далее будем развивать наше сотрудничество в интересах обеспечения региональной и глобальной безопасности с любым государством и международной организацией на принципах равноправия и невмешательства во внутренние дела.

Республика Беларусь открыта для всех. Мы готовы, в интересах обеспечения  мира  и  стабильности, говорить  со  всеми,  в  том  числе с нашими западными коллегами.

Вместе с тем, если мы хотим какой-то положительной динамики в  этом  вопросе,  мы  должны  относиться друг  к  другу  с  доверием, с уважением традиций и конституционных основ.

При этом, разговор с позиции диктата, угрозы применения силы, экономического, политического и информационного давления – контрпродуктивен и ведет лишь к обострению обстановки.

Уважаемые участники конференции!

Я поделился взглядами Министерства обороны Республики Беларусь на современные угрозы и вызовы международной безопасности.

Оценивая аспекты региональной и глобальной безопасности, анализируя складывающуюся обстановку как в Восточно-Европейском регионе, так и в мире, мы понимаем, насколько «хрупок» мир и осознаем, к каким катастрофическим последствиям может привести дальнейшая эскалация напряженности.

Через территорию Республики Беларусь прошли две самые кровопролитные    войны     прошлого   столетия.     Белорусский     народ как никто другой прочувствовал все эти события на себе – и мы не хотим их повторения!

Поэтому, оценка существующих вызовов и угроз заставляет нас постоянно   совершенствовать   механизмы  обеспечения   национальной и  региональной  безопасности.  Республика  Беларусь  всегда  готова адекватно отреагировать на любую угрозу территориальной целостности, независимости  и  суверенитету нашей  страны  и  ее  союзников.  Вместе с тем, мы за мирное решение всех конфликтных ситуаций, целенаправленную совместную деятельность по совершенствованию механизмов обеспечения безопасности, в том числе и в военной сфере.

Готовность быть активным участником процесса урегулирования кризисных  ситуаций продемонстрирована руководством  нашей  страны в рамках обеспечения встречи «нормандской» четверки.

На «Минской площадке» обсуждались и решались важнейшие вопросы восстановления мира в соседнем с нами украинском государстве.

Современная история знает немало примеров, когда военно- политическому руководству разных стран хватало «разума» при решении проблем  безопасности  ставить  во  главу  угла  не  собственные  амбиции, а осознание последствий того, что может произойти в результате непродуманных действий.

На мой взгляд, есть чему поучиться и в наши дни, стоит воспользоваться положительным историческим опытом.

В завершение еще раз хотел бы отметить – об этом не раз говорил Президент  нашей страны –   Республика Беларусь открыта для сотрудничества и решения всего спектра задач по развитию региональных и глобальных систем безопасности. В этом направлении мы готовы сотрудничать со всеми.

Вместе  с  тем,  как  и  прежде  единственное  условие –  соблюдение, как наших национальных интересов, так и интересов всех участников международного       диалога       на       основе       принципов       доверия и взаимопонимания.

Спасибо за внимание!

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false