Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Тезисы выступления Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности»

На пути к общему пространству безопасности и стабильности в Европе


Уважаемый Сергей Борисович,

Уважаемый Сергей Кужугетович,

Уважаемые коллеги, дамы и господа,

Прежде всего хотел бы еще раз приветствовать в Москве участников международной конференции, посвященной актуальным аспектам безопасности нашего общего европейского континента, пожелать всем успешной работы.

Поиск ответов на вынесенные в повестку дня встречи вопросы тем более важен в условиях происходящих в мире глубоких изменений геополитического ландшафта. Глобальный баланс сил отнюдь не определен. Идет формирование новых центров влияния, характеризующих процесс становления полицентричной системы мироустройства. И приоритетное место Европы в новой международной архитектуре далеко не гарантировано.

На безопасность всех стран, в том числе в Евро-Атлантике, оказывает влияние целый комплекс факторов. Особое значение имеют нарастающая военно-политическая нестабильность, расширение зон турбулентности в международных отношениях, усиление в них элементов хаоса. Очевидно, что охватившие Ближний Восток и Северную Африку потрясения, по всей видимости, будут иметь долгосрочный и болезненный характер и скорее всего сопряжены с повышением рисков для всех стран. Речь идет и о международном терроризме и трансграничной преступности, и о нелегальном распространении оружия, и об опасности усиления межконфессиональных, межцивилизационных трений.

Парировать эти и другие вызовы можно только на пути выстраивания коллективных действий международного сообщества на основе строгого соблюдения норм и принципов международного права. Как неоднократно отмечал Президент В.В.Путин, уже никто в одиночку не может решать глобальные проблемы в экономике и политике — в этом заключается главная черта новой эпохи. Верховенство права в международных отношениях имеет такое же значение, как и во внутренних делах. При урегулировании кризисных ситуаций необходимо действовать в строгом соответствии с Уставом ООН» избегая произвольного толкования резолюций ОБ ООН и попыток решения проблем силовыми методами.

На нынешнем этапе одна из главных тенденций в сфере безопасности — снижение удельного веса внутриевропейских рисков при одновременном повышении опасности вызовов, источники которых находятся за пределами континента. Поэтому качество безопасности в регионе определяется в первую очередь способностью государств к объединению усилий в борьбе с новыми угрозами на отдаленных рубежах. Консолидация наших потенциалов необходима для адекватного реагирования на реальные, а не надуманные риски, связанные с международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, наркотрафиком, пиратством, кибератаками, природными и техногенными катастрофами. Суждения в поддержку такого подхода сегодня звучат очень часто. Можно, в частности, сослаться на мнение Зб.Бжезинского, о том, что во избежание опасного повторения недавнего прошлого Европа сегодня как никогда нуждается в обязывающей для всех концепции будущего (выступление на церемонии вручения ему «Премии имени де Токвиля» 14 октября 2011 г.). Главный вопрос — в том, чтобы закрепить эти констатации на уровне практической политики.

Сегодня об этом размышляют во всех государствах Евро-Атлантики. Очевидно, что нынешняя модель военно-политических взаимоотношений серьезно отстала от продвинутого уровня торгово-инвестиционных связей, сотрудничества в энергетике, в области культуры, науки и туризма.

На протяжении последних двух десятилетий военное соотношение сил между государствами и их объединениями заметно менялось. Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, к созданию и развертыванию новых видов вооружений, к расширению НАТО размывало структуру безопасности в Европе, которая в предшествующий период цементировалась системой договоров в области контроля над вооружениями. Одним из закономерных следствий этого процесса стал коллапс ДОВСЕ.

Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности, за нейтрализацию возможных военных опасностей и угроз политико-дипломатическими и иными невоенными средствами, в том числе при помощи инструментов контроля над вооружениями и укрепления доверия. Мы участвуем в разработке новых договоренностей в этих областях на основе принципов равноправия и неделимости безопасности при понимании необходимости учета всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность.

Именно на модернизацию совместными усилиями архитектуры евробезопасности ориентированы наши предложения о том, как сделать многократно провозглашенный принцип неделимости безопасности юридически обязывающим, а значит — реально работающим. Выдвинутая нами инициатива заключения договора о европейской безопасности не носит конъюнктурного характера и остается на повестке дня.

Отмечаем активизацию дискуссий по проблематике контроля над обычными вооружениями в Европе и мерам укрепления доверия и безопасности. Важно, что они ведутся в неконфронтационном духе.

Предлагаем посмотреть свежим взглядом на перспективы новой, адаптированной к назревшим потребностям, системы отношений в сфере евробезопасности. В ней не должно быть места отжившим категориям «геополитических противников». Попытки укрепить собственную безопасность за счет ослабления партнера ведут лишь к неоправданному распылению ресурсов, будь то политических или материальных.

Наработана хорошая нормативная база – Хартия европейской безопасности, декларации саммитов ОБСЕ в Астане и Совета Россия-НАТО в Лиссабоне. Теперь дело за ее переводом в конкретные дела. Необходимо в полной мере использовать солидный потенциал многосторонних форумов - ОБСЕ, Совета Россия-НАТО, диалога Россия-EC, ОДКБ и других элементов общеевропейской архитектуры. Интеграционные процессы в сфере обороны и безопасности не должны противопоставляться друг другу. Это — звенья единой сети глобальной архитектуры безопасности, отношения между которыми должны строиться на принципах равноправия и взаимного учета интересов.

Россия заинтересована в укреплении роли и авторитета ОБСЕ как важного механизма строительства равной и неделимой системы безопасности. «Окно возможностей» еще есть — это запущенный в декабре прошлого года в Дублине процесс «Хельсинки плюс 40», который призван помочь нащупать пути продвижения к поставленной цели «сообщества безопасности», определить стратегическое видение места и задач ОБСЕ в XXI веке. Согласование объединительной повестки дня, в основе которой лежат общие для всех вызовы и интересы, позволило бы вдохнуть жизнь в ОБСЕ, развернуть ее в сторону реальных проблем безопасности. Этот общеевропейский форум не должен замыкаться на узких темах, «специализироваться» на гуманитарных вопросах на пространстве к «востоку от Вены».

Большими возможностями обладает Совет Россия-НАТО. Эта уникальная площадка может использоваться для «сканирования» горизонтов безопасности, выявления на ранней стадии проблем и угроз, принятия решений и выработки мер по их своевременной нейтрализации.

В рамках договоренностей с Евросоюзом по «дорожной карте» общего пространства внешней безопасности готовы искать возможности состыковки наших подходов, находить взаимоприемлемые решения. Россия и Евросоюз несут общую ответственность за поддержание международного порядка, основанного на эффективной многосторонности, за укрепление регионального сотрудничества, за формирование «большой Европы».

Убеждены, что во взглядах ведущих международных игроков на наиболее острые проблемы современности все-таки больше общего, чем расхождений, особенно в том, что касается не тактических подходов, а конечных целей. Никто не заинтересован в том, чтобы скатиться к новой гонке вооружений и военному противостоянию, тем более в условиях экономического кризиса. Одна из важных составляющих взаимного доверия — учет интересов безопасности друг друга. Только на такой основе мы сможем наладить совместную выработку и принятие решений по широкому спектру проблем, представляющих общий интерес.

И здесь давно пора перейти от слов к делу. Смысл «перезагрузки» в отношениях между Россией и США состоял в том, чтобы «продвигаться по пути реализации общей повестки дня, сформированной на основе общих интересов». Авторство этого тезиса, кстати, принадлежит не кому-то из российских политиков, а вице-президенту США Дж.Байдену (2 февраля с.г. на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности). Если мы хотим избавиться от взаимных подозрений относительно намерений друг друга, нужно совместно анализировать существующие риски и вырабатывать коллективные способы их нейтрализации. Это касается и долгосрочного военного планирования, и кризисного регулирования.

Такие совместно принятые решения должны реализовываться общими усилиями. Вместе мы можем эффективно дополнять друг друга, преумножая наши потенциалы. Трансатлантическая солидарность не должна противопоставляться общеевропейскому единству. По-настоящему эффективно бороться с общими вызовами в рамках односторонних подходов и замкнутых союзов все равно не получается.

Примером такого подхода является совместное противодействие пиратству. В его основе лежит мандат СБ ООН, определяющий рамки взаимодействия между всеми участниками антипиратской коалиции. Результат достигается благодаря сопряжению усилий» эффективной координации предпринимаемых мер. Именно по такой модели должно строиться сотрудничество по противодействию другим глобальным вызовам.

Немало делается сообща в интересах стабилизации ситуации в Афганистане. Однако результаты могли бы быть на порядок внушительнее, если были объединены стабилизационные усилия МССБ и действующей к северу от границ Афганистана ОДКБ. Раз стабилизация в этой стране — в наших общих интересах, то и вырабатывать параметры сотрудничества, тем более на перспективу после 2014 года, необходимо всем вместе, с привлечением представленных в регионе международных «игроков» и с учетом озабоченностей соседних с ИРА государств.

Все государства, разумеется, заинтересованы в укреплении своего потенциала противодействия новым угрозам, например, в сфере кибербезопасности. Такая работа не должна исключать возможности присоединиться на определенном этапе к многостороннему формату сотрудничества в этой области. Нужно сделать простую вещь — следить за тем, чтобы собственные потенциалы не воспринимались в качестве средств, способных нанести ущерб безопасности партнеров. Тогда в перспективе никаких препятствий для объединения усилий не будет.

Хотел бы пригласить всех к открытому обмену мнениями. Это — прекрасная возможность лучше понять друг друга, найти дополнительные точки опоры для продвижения к общим целям.

Благодарю за внимание.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false