Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Обзор типовых недостатков по результатам внезапных проверок выполнения требований антикоррупционного законодательства и планов противодействия коррупции, проведенных Главным управлением кадров Минобороны России в органах военного управления и организациях Минобороны России в 2014 году

Всего в 2014 году внезапные проверки были проведены в 35 органах военного управления, воинских частях и организациях, в том числе в главных командованиях, командованиях войсками округов (флотов), видов, родов с подчиненными воинскими частями – 16; военных учебных и научных заведениях – 9; военных комиссариатах – 8; военных санаториях – 2.

Всего в проверенных органах военного управления и организациях было выявлено 277 недостатков и нарушений требований антикоррупционных нормативных правовых актов, 111 (40%) нарушений было устранено в ходе проверки.

Недостатки в информационно-просветительской работе и другие – 89 (32%):

  • ненадлежащим образом организовано изучение вопросов антикоррупционного законодательства в системе правового обучения и воспитания военнослужащих;
  • в планы профессионально-должностной и общественно-государственной подготовки отдельных органов не включена антикоррупционная тематика;
  • на стендах отсутствует информация с указанием почтового и электронного адресов в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 444 «О порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений» для оперативного направления информации о фактах проявления коррупционных правонарушений;
  • на стендах отсутствует текст приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 444;
  • в нарушение указаний СС-ЗМО и решений Совета по противодействию коррупции до личного состава не доводятся требования приказа 2010 года № 444;
  • на информационных стендах по противодействию коррупции отсутствует контактная информация лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что не позволяет оперативно получать консультации по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства;
  • в отдельных органах военного управления отсутствуют стенды, отражающих наиболее актуальные вопросы по проблемам противодействия коррупции;
  • в большинстве органов не организована работа по информированию военнослужащих и работников о проведении текущих мероприятий по противодействию коррупции, в том числе о проводимых заседаниях аттестационных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, а также результатах их работы, о проводимых проверках достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и принятых по их результатам мерах;
  • слабо используется имеющийся на вооружении информационный потенциал: печатные органы, радиоузлы, новые информационные технологии;
  • невысокий уровень знания антикоррупционного законодательства должностными лицами, в обязанности которых входит профилактика коррупционных и иных правонарушений (средний балл по всем проверенным органам составил 3,2 балла);
  • не систематизирована нормативно-правовая база, не все правовые нормы, установленные антикоррупционным законодательством Российской Федерации, используются в профилактической деятельности; 
  • отсутствие (незнание) ряда нормативных актов и приказов в органах военного управления;
  • использование должностными лицами в своей работе нормативных правовых актов, которые утратили силу (отменены);
  • до подчиненных органов не доводятся указания руководства Министерства обороны Российской Федерации;
  • имеются недостатки в организации контроля выполнения указаний руководства Министерства обороны Российской Федерации, требований антикоррупционного законодательства;
  • в трудовых договорах работников отсутствует дополнительное соглашение о необходимости соблюдения обязанностей, ограничений и запретов в соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
  • не проводятся разбирательства в отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения, адекватные меры дисциплинарной ответственности к таким нарушителям не применяются.
  • Нарушения при осуществлении планирования и контроля выполнения мероприятий по противодействию коррупции – 59 (21%):
  • выявлены факты нарушения пункта 32 Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2014-2015 годы в части недопущения назначения на воинские должности лиц, уличенных в коррупции, осужденных, либо ранее привлеченных к уголовной ответственности;
  • планы противодействия коррупции утверждены с нарушением требований пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 385 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2014-2015 годы»;
  • в ряде проверенных органов мероприятия планов носят общий, декларативный характер, отсутствуют конкретные мероприятия с учетом специфики выполняемых задач, выполняются формально, требуют конкретизации по формам проведения спланированных мероприятий и привлекаемых к их выполнению органов военного управления и воинских частей;
  • планы содержат несвойственные для органа военного управления мероприятия;
  • выявлены случаи отсутствия в планах мероприятий, обязательных для исполнения во всех органах военного управления;
  • планы по форме и содержанию не соответствует Плану противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2014-2015 годы, и требуют переработки;
  • отсутствует раздел «Ожидаемый результат»;
  • разделы «Срок исполнения» и «Ожидаемый результат» не заполнены;
  • рядом органов не были представлены в ходе проверок отчеты о выполнении мероприятий.

Неиспользование механизма проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного порядка, отсутствие анализа представленных сведений – 38 (14%):

  • отдельные  руководители (начальники) не знают о своем праве в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решение о проведении проверок, сотрудники кадровых подразделений показали низкое знание нормативных правовых актов в названной сфере;
  • в ряде органов проверки достоверности и полноты сведений, соблюдения требований к служебному поведению в 2014 году не проводились;
  • в ряде органов не проводился анализ представленных сведений, результаты которого могли послужить одним из оснований для инициирования таких проверок.
  • Нарушения требований Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в части работы со сведениями о доходах – 25 (9%):
  • в ряде органов папки со сведениями (форма № 9/ЛД) отсутствуют, к шкафам со сведениями о доходах имеют доступ все должностные лица кадрового органа, учет папок не организован, конфиденциальность сведений не обеспечивается; 
  • в ряде органов сведения работников не обрабатывались и не были представлены в Главное управление кадров для размещения на официальном сайте Минобороны России;
  • справки не подписываются ответственными должностными лицами;
  • выявлены факты заполнения справок в произвольной форме, не по установленному образцу, с очевидными признаками неполноты и недостоверности (заполнены не все поля, обязательные для заполнения, и т.д.);
  • выявлены нарушения в организации учета сведений, сведения военнослужащих ко вторым экземплярам их личных дел не приобщены;
  • не предусмотрены и не оборудованы места хранения сведений о доходах;
  • вторые экземпляры личных дел пересылаются без папок со сведениями (форма № 9/ЛД), что создает предпосылки к их утрате;
  • выявлены утраты сведений за предыдущие отчетные периоды;
  • в нарушение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2014 г. № 217 сведения должностных лиц, не включенных в Перечень, обрабатываются и представляются для размещения на официальном сайте Минобороны России.

Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, не назначены, функциональные обязанности им не определены – 20 (7%):

  • невыполнение требований приказа Министра обороны Российской Федерации 2013 года № 463 «О возложении функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Министерстве обороны Российской Федерации» в части определения должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • не во всех органах военного управления разработаны функциональные обязанности должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • функциональные обязанности разработаны без учета пункта 3 Указа Президента Российской Федерации 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Нарушения в порядке формирования состава, проведения заседаний аттестационных комиссий (комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов), а также принятия ими решений при рассмотрении вопросов соблюдения военнослужащими (работниками) законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции – 30 (11%):

  • командованием и должностными лицами ряда кадровых органов недостаточно глубоко изучены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность аттестационных комиссий (комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов) (далее – комиссии) в случаях рассмотрения ими вопросов, указанных в пункте 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
  • заседания комиссий при рассмотрении вопросов соблюдения требований антикоррупционного законодательства проводятся с нарушением приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 1166 в части формирования их состава и привлечения к их работе представителей научных организаций и образовательных учреждений, общественной ветеранской и профсоюзной организаций, в том числе не замещающих должности государственной службы в органе военного управления;
  • в ряде органов не находят оснований для проведения и крайне редко проводят заседания комиссий по рассмотрению вопросов соблюдения законодательства по противодействию коррупции;
  • решения, принимаемые комиссиями, не соответствуют требованиям пунктов 22-27 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
  • в ряде органов на момент проверки комиссии созданы не были.

Непредставление сведений в соответствии с перечнями, утвержденными Министром обороны Российской Федерации, ошибки при разработке перечней в органах военного управления – 10 (4%):

  • в ходе проверок выявлены факты непредставления в 2014 году сведений работниками за отчетный период;
  • приказами отдельных  руководителей определены не все должности, замещение которых (назначение на которые) влечет за собой представление сведений;
  • для подготовки перечня должностей, при замещении которых (назначении на которые) военнослужащие, федеральные государственные служащие и работники  органа военного управления обязаны представлять сведений о доходах, используется перечень, утративший силу (без изменений, внесенных приказом Министра обороны Российской Федерации).

Выявлены предпосылки к возникновению и факты неурегулированных конфликтов интересов при совместном прохождении службы (работы) близкими родственниками – 6 (2%):

  • должностными лицами кадровых органов и лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, недостаточно глубоко изучены нормативные правовые акты в сфере урегулирования конфликта интересов;
  • не выполнены указания статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 173/1/14354 в части, касающейся соблюдения требований законодательства о предотвращении или урегулированию конфликта интересов;
  • в ходе проведения проверок выявлены предпосылки к нарушению законодательства Российской Федерации об урегулировании конфликта интересов, когда для прохождения военной службы (исполнения трудовых обязанностей) при наличии отношений непосредственной подчиненности (подконтрольности) назначаются близкие родственники;
  • в ходе проверок установлены факты исполнения трудовых обязанностей работниками, являющимися близкими родственниками, состоящими в отношениях подчиненности и (или) подконтрольности по отношению друг к другу.

Основные причины возникновения выявленных нарушений:

  • слабое знание должностными лицами отдельных органов военного управления и организаций Минобороны России нормативных правовых актов, регулирующих сферу противодействия коррупции;
  • отсутствие в органах военного управления, организациях Минобороны России штатных сотрудников, в должностные обязанности которых входит работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также отсутствие персональной ответственности;
  • неправильное распределение обязанностей в органах военного управления, возложение функций кадровых органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (там, где они есть) на должностных лиц других подразделений, в том числе подразделений МТО, РЛС и т.д.;
  • самоустранение отдельных руководителей кадровых подразделений от организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • отсутствие комплексной системной информационной работы во всех ее аспектах;
  • непринятие мер юридической ответственности руководителями (начальниками) к подчиненным, допустившим коррупционные правонарушения, и непринятие мер юридической ответственности к таким руководителям (начальникам).

В соответствии с приказом статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21 августа 2014 г. №  675 «Об утверждении Положения о внештатной выездной приемной Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации» в 2014 году  с целью оперативного реагирования на обращения граждан о фактах коррупции в органах военного управления, воинских частях и организациях была организована работа выездной приемной Главного управления кадров Минобороны России в городах Калининграде и Петропавловске-Камчатском.

Обзор типовых недостатков по результатам внезапных проверок  выполнения требований антикоррупционного законодательства и планов противодействия коррупции, проведенных Главным  управлением кадров Минобороны России  в органах военного управления и организациях  Минобороны России в 2014 году

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false