Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Памятка в помощь должностным лицам по формированию у подчиненного личного состава чувства неприятия коррупции во всех ее формах и проявлениях и привития антикоррупционного типа поведения и навыков противодействия коррупции

Настоящая памятка разработана для оказания методической помощи руководителям в организации работы по формированию у государственных служащих (работников) неприятия коррупции во всех её проявлениях и формах, выработки единого подхода к организации и проведению в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) комплекса мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

1. Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции – деятельность руководителей структурных подразделений и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего (работника) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего (работника) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность – возможность получения государственным служащим (работником) при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного служащего (работника), членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий (работник) связан финансовыми или иными обязательствами.

Протекционизм – представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставление преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

В один ряд с понятиями «протекционизм» и «протекция» вполне встраиваются понятия «непотизм» (раздача доходных должностей и служебное покровительство родственникам и своим людям), «фаворитизм» (выгоды и преимущества от покровительства высокопоставленного лица), «семейственность» (предоставление льгот родственникам и устройство их на работу под своим начальством), «кумовство» (служебное покровительство друзьям и родственникам), «блат» (использование знакомства и связей в личных, корыстных интересах).

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

2. Актуальность борьбы с коррупцией

Современный этап развития российского общества характеризуется глобальными переменами экономического, организационного и идеологического характера, системным реформированием государственного аппарата. В связи с этим становятся приоритетными вопросы соблюдения законов и борьбы с преступностью.

Особую криминогенную остроту и политическую значимость приобретает противодействие коррупции. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неизменно акцентируется внимание на улучшении системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений.

В качестве наиболее опасной и широко распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество. При этом данное явление относится к числу безусловных лидеров по степени латентности (латентность (от лат. Latens) - скрытый, невидимый). К взяткам могут относиться предметы, деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость; услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Наиболее трудно выявить взятку в завуалированной форме - оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, процентных ставок по кредиту и т.д.

Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Следует отметить, что особое место в борьбе со взяточничеством занимает уголовное законодательство, которое выполняет, как превентивную, так и правоохранительную функции.

Получение взятки и дача взятки – это два взаимосвязанных преступных деяния, они не могут совершаться сами по себе, вне связи друг с другом, то есть они находятся относительно друг друга в положении необходимого соучастия.

Наказание за взяточничество предусмотрено Уголовным кодексом Российской Федерации (получение взятки - статья 290 УК РФ, дача взятки - статья 291 УК РФ, посредничество во взяточничестве - статья 291.1 УК РФ).

3. Запреты и ограничения

При замещении должностей государственной службы и отдельных должностей работников, выполняющих трудовые обязанности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее – работники, организации МО РФ*), на государственных служащих и работников распространяются ограничения и запреты, установленные федеральными законами 1998 года № 76-ФЗ, 2004 года № 79-ФЗ, 2008 года № 273-ФЗ, 2013 года № 79-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации 2013 года № 568, приказом Министра обороны Российской Федерации 2015 года № 119.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами государственным служащим запрещается:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществлять предпринимательскую деятельность;

приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами государственный служащий обязан:

исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

проявлять корректность в обращении с гражданами;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Действие запретов и ограничений распространяется на государственного служащего (работника) после его увольнения.

Так, гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях,

если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Работники в организациях МО РФ, обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативно-правовыми актами.

Работник не вправе:

принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

работнику запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника.

Работник обязан:

уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;

передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка, стоимость которого превышает 3 тысячи рублей, и передавать указанный подарок, по акту соответственно в фонд или иную организацию с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отдельным категориям лиц государственных служащих (работников) запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Федеральный закон 2008 года № 273-ФЗ).

К таким категориям относятся:

1) лица, замещающие (занимающие):

государственные должности Российской Федерации;

должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;

должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Одной из форм профилактики коррупции является обязанность государственного служащего (работника) представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения) на себя, а также на своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

Непредставление сведений либо представление недостоверных или неполных сведений (сокрытие доходов) является нарушением действующего законодательства в области противодействия коррупции и влечет за собой юридическую ответственность. (указы Президента Российской Федерации 2009 года № 559, № 1065, 2013 года № 613, приказы Министра обороны Российской Федерации: 2013 года № 478, 2013 года № 484, 2014 года № 865).

4. Конфликт интересов

Наиболее часто встречающимся нарушением в сфере конфликта интересов на сегодняшний день в Минобороны России является ситуация, когда для прохождения военной службы (исполнения трудовых обязанностей) при наличии отношений непосредственной подчиненности (подконтрольности) назначаются близкие родственники.

Конфликт интересов возникает в случае, когда государственный служащий (работник) имеет личную заинтересованность в ходе осуществления им своих служебных обязанностей, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное их исполнение.

При поступлении на государственную службу, при назначении на должность, при выполнении соответствующего рода служебных обязанностей, распоряжений руководства государственный служащий (работник) обязан заявить о наличии или возможности наличия у него какой-либо личной заинтересованности в решении вопросов деловых, политических и всяких других организаций или отдельных лиц (наличие акций, участие в деятельности, предложения о сотрудничестве, о работе и т.д.).

Нравственным долгом государственного служащего (работника) при конфликте интересов является:

ответственно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;

принимать все необходимые меры по предотвращению и урегулированию столкновения интересов;

доводить до сведения вышестоящего руководства информацию о любой коллизии интересов, как только государственному служащему (работнику) станет об этом известно;

подчиниться любому окончательному решению, требующему разрешения конфликта интересов: отказаться от ведения дела или отказаться от возможной выгоды, породившей столкновение интересов.

Государственный служащий (работник) обязан осуждать и разоблачать любые виды коррупции и коррупционеров любого уровня.

Антикоррупционное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Статьей 11 Федерального закона 2008 года № 273-ФЗ определено, что государственные и муниципальные служащие обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

Помимо возложения обязанностей по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственных и муниципальных служащих указанный закон возлагает такие обязанности и на иных лиц.

Так, представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Федеральным законом 2011 года № 329-ФЗ статья 11 Федерального закона 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнена частью 5.1, в соответствии с которой непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего со службы.

Также Федеральным законом 2011 года № 329-ФЗ законодательно закреплено основание для увольнения представителя нанимателя (руководителя, начальника), которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер по предотвращению или урегулированию этого конфликта, – увольнение в связи с утратой доверия.

С целью урегулирования конфликта интересов вопросы рассматриваются на комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих (работников) и урегулированию конфликта интересов (приказы Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1130, 2014 года № 388).

В отношении военнослужащих вопросы, связанные с конфликтом интересов, рассматриваются на соответствующих аттестационных комиссиях (приказ Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1166).

К сожалению, в отдельных случаях встречаются «теневые принципы» подбора кадров для государственной службы, например: «командный» принцип формирования персонала; подбор и назначение кадров по признакам родственных, земляческих, дружеских и иных связей; корпоративная закрытость; личная преданность; отсев неугодных; «телефонное право»; продажа «хлебных» должностей.

Такие действия кадровых органов, во многих случаях, приводят к возникновению конфликта интересов.

Предпосылки данных явлений - игнорирование законодательства о государственной службе, формальное и пристрастное проведение аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей, отсутствие служебного и общественного контроля, гласности и открытости за кадровыми перемещениями. В данном случае открыто попираются нормы не только права, но и морали.

5. Уведомления представителя нанимателя (работодателя) при получении предложения о совершении коррупционного правонарушения

Уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, так как позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом или организацией.

Военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Порядок уведомления определен нормативно-правовыми актами в области противодействия коррупции (Федеральный закон 2008 года № 273-ФЗ, приказы Министра обороны Российской Федерации 2010 года  № 444, 2011 года № 1050, 2015 года № 108).

Военнослужащий представляет в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации уведомление на имя Министра обороны Российской Федерации о факте обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Федеральный государственный гражданский служащий незамедлительно уведомляет представителя нанимателя в лице Министра обороны Российской Федерации или статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Работник в письменной форме уведомляет своего работодателя.

Невыполнение обязательства по уведомлению представителя нанимателя о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы, расторжением трудового договора либо привлечением к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Рекомендации по правилам поведения в ситуации коррупционной направленности

С целью предупреждения действий коррупционного характера, в том числе провокации дачи взятки, в разговоре с представителями организаций и гражданами, чья выгода может зависеть от решений и действий государственных служащих и работников, избегать тем, выражений и слов, которые могут восприниматься как просьба (намек) о даче взятки:

низкий уровень заработной платы государственного служащего (работника) и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

отсутствие работы у родственников государственного служащего (работника);

необходимость поступления детей государственного служащего (работника) в образовательное учреждение.

Недопустимо употребление государственными служащими (работниками) выражений:

вопрос решить трудно, но можно;

спасибо на хлеб не намажешь;

нужны более веские аргументы; и т.д.

Рассмотрим некоторые ситуации коррупционной направленности.

Возможные ситуации коррупционной направленности

Рекомендуемые

правила поведения

1. Не соответствие внешнего вида деловому этикету

- внешний вид государственного служащего (работника) при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

- украшения не должны привлекать к себе внимания. Деловой этикет позволяет женщинам носить кольца, правда, только на безымянных пальцах. Не носите два кольца вместе. Если у вас комплект украшений, то можно надеть не более двух элементов, например серьги с браслетом.

2. Злоупотребление служебным положением

- государственный служащий (работник) не должен предлагать никаких услуг, оказания предпочтения или иных выгод, каким-либо образом связанных с его должностным положением, если у него нет на это законного основания;

- государственный служащий (работник) не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других государственных служащих (работников), пользуясь своим служебным положением или предлагая им ненадлежащую выгоду.

3. Не правомерное использование

служебного положения

- государственный служащий (работник) должен принимать меры, чтобы управление вверенным ему имуществом, подчиненными службами и финансовыми средствами было компетентно, экономно и эффективно, учитывая, что непринятие указанных мер может быть оценено как конфликт интересов;

4. Использование материальных ценностей в личных целях

- государственный служащий (работник) не должен допускать использование финансовых средств и имущества во внеслужебных целях, если это не разрешено в установленном законом порядке.

5. Нарушение правил использования служебной информации

- государственный служащий (работник) может сообщать и использовать служебную информацию только при соблюдении действующих в государственном органе норм и требований, принятых в соответствии с федеральными законами;

- государственный служащий (работник) обязан принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, за которую он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей;

- государственный служащий (работник) не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;

- государственный служащий (работник) не должен использовать не по назначению информацию, которую он может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ними;

- государственный служащий (работник) не должен задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности.

6. Интересы после прекращения государственной службы и работы

- бывший государственный служащий (работник) не должен действовать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации;

- бывший государственный служащий (работник) не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им при работе, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с действующим законодательством.

7. Конфликт интересов

- внимательно относиться к любой возможности возникновения конфликта интересов;

- принимать меры по предотвращению конфликта интересов;

- сообщать по команде о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только Вам становится о нем известно;

- принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с командиром (руководителем) подразделения;

- подчиниться решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов.

8. Отношения с

бывшими

государственными

служащими

государственный служащий не должен оказывать особое внимание бывшим государственным служащим и предоставлять им доступ в государственный орган, если это может создать конфликт интересов.

9. Отношение к ненадлежащей выгоде

Если государственному служащему (работнику) предлагается ненадлежащая выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры:

- отказаться от ненадлежащей выгоды;

- попытаться установить лицо, сделавшее такое предложение;

- избегать длительных контактов, связанных с предложением ненадлежащей выгоды;

- в случае, если ненадлежащую выгоду нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, она должна быть передана соответствующим государственным органам;

- довести факт предложения ненадлежащей выгоды до сведения непосредственного руководителя;

- продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена ненадлежащая выгода.

10. Получение подарков

- государственный служащий (работник) не должен просить (принимать) подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми военнослужащий (работник) имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к исполняемым служебным обязанностям;

- обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами формах и размерах не должны создавать конфликт интересов или его видимость.

11. Провокации в ходе проведения проверок

Во избежание возможных провокаций со стороны должностных лиц проверяемой организации в период проведения контрольных мероприятий рекомендуется:

- не оставлять без присмотра служебные помещения, в которых работают проверяющие, их личные вещи (одежда, портфели, сумки и т. д.);

- в случае обнаружения после ухода посетителя, на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить непосредственному руководителю.

12. Предложение взятки

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

- при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке;

- подготовить письменное сообщение по команде по данному факту.

13. Получение предложений об участии в криминальной группировке, преступном сговоре

В ходе разговора с лицом, от которого поступило предложение, постараться запомнить:

какие требования либо предложения выдвигает данное лицо;

действует самостоятельно или выступает в роли посредника;

как, когда и кому с ним можно связаться;

зафиксировать приметы лица и особенности его речи (голос, произношение, диалект, темп речи, манера речи и др.);

если предложение поступило по телефону: запомнить звуковой фон (шумы автомашин, другого транспорта, характерные звуки, голоса      и т.д.);

записать, по возможности, дословно предложение на бумаге;

после разговора немедленно сообщить о нем представителю нанимателя (руководителю органа), в соответствующие правоохранительные органы;

не распространяться о факте разговора и его содержании, максимально ограничить число людей, владеющих данной информацией.

14. Угроза жизни и здоровью

Если оказывается открытое давление или осуществляется угроза жизни и здоровью государственному служащему (работнику) или членам его семьи со стороны сотрудников проверяемой организации либо от других лиц рекомендуется:

- по возможности скрытно включить записывающее устройство;

- с угрожающими держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, срочно сообщить об угрозах в правоохранительные органы и непосредственному руководителю;

- в случае если угрожают в спокойном тоне (без признаков агрессии) и выдвигают какие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить внешность угрожающих и пообещать подумать над их предложением;

- немедленно доложить о факте угрозы по команде,  написать заявление в правоохранительные органы  с подробным изложением случившегося;

- в случае поступления угроз по телефону, по возможности определить номер телефона, с которого поступил звонок, и записать разговор на диктофон;

- при получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложив их в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет.

15. Уязвимость государственного служащего (работника)

- государственный служащий (работник) в своем поведении не должен допускать возникновения или создания ситуаций или их видимости, которые могут вынудить его оказать услугу или предпочтение другому лицу или организации.

Бывают ситуации, когда государственного служащего (работника) вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность государственными служащими (работниками), которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.

  1. Перечень федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министра обороны Российской Федерации

в сфере противодействия коррупции

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции»

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».

Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г.  № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»».

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»».

Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на     2014-2015 годы».

Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности».

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного  учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. №10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1405 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 1166 «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля      2010 г. № 821».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 1130 «О комиссии Министра обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственный гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 88 «О Совете при Министре обороны Российской Федерации по противодействию коррупции».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № 390 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 444».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 1050 «О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. № 2610 «О Порядке проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 446 «О внесении изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 88».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 3867 «О внесении изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 88».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2013 г. № 224 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. № 2610».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 285 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 331 «О наделении статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации полномочиями по направлению запросов в целях противодействия коррупции».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 445 «Об утверждении состава комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 463 «О возложении функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Министерстве обороны Российской Федерации».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 478 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и работниками сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 484 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и соблюдения работниками требований к служебному поведению».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2014 г. № 4 «О признании утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. № 330».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2014 г. № 5 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2014 г. № 215 «Об утверждении Порядка представления сведений о расходах военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2014 г. № 217 «О Перечне должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, замещение которых влечет за собой размещение сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 385 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2014–2015 годы».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 447 «О внесении изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 августа 2014 г. № 601 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. № 653 «О внесении изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 2012 года № 3915».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 865 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от  26 февраля 2015 г. № 108 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей».

Приказ статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 21 августа 2014 г. № 675 «Об утверждении Положения о внештатной выездной приемной Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации».

 

* Под организациями МО РФ понимаются: учреждения, организации, предприятия, военные комиссариаты, воинские части, образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false