Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Методические рекомендации по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Утверждены Статс-секретарем – заместителем
Министра обороны Российской Федерации 2 ноября 2017 г.

                                                        

Методические рекомендации 
по применению типовых ситуаций конфликта интересов 
в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

 1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для формирования единого подхода к организации и обеспечению работы  подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделения),  должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее – должностные лица) по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации, единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Задачами Методических рекомендаций являются:

  • повышение эффективности принимаемых мер подразделениями (должностными лицами) в возникшей ситуации конфликта интересов среди военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих (далее – государственные служащие) и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее – работники);
  • повышение уровня правового сознания и персональной ответственности должностных лиц за недопущение ситуации, когда личная заинтересованность государственных служащих и работников влияет или может повлиять на исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.

3. Основные принципы, которыми руководствуются подразделения (должностные лица) при организации работы по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе среди подчиненного личного состава:

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • взаимодействие в установленном порядке должностных лиц с правоохранительными органами, иными уполномоченными (компетентными) органами и институтами гражданского общества;
  • комплексное использование организационных, правовых, информационно-пропагандистских, специальных и иных мер по предупреждению коррупции.

4. Настоящие Методические рекомендации способствуют выявлению, устранению причин и условий возникновения конфликта интересов, а также его урегулированию в Вооруженных Силах Российской Федерации.

II. Термины и определения,
используемые (употребляемые) в настоящих
Методических рекомендациях

5. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

6. Личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в понятии «конфликт интересов», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в понятии «конфликт интересов», и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность должностного лица может быть обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод.

К доходам, в частности, относится получение:

а) денег (в наличной и безналичной форме);

б) иного имущества, под которым понимаются вещи (недвижимость, транспортные средства, драгоценности, документарные ценные бумаги и т.д.), бездокументарные ценные бумаги и имущественные права (право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предполагающие возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.);

в) услуг имущественного характера;

г) результатов выполненных работ;

д) имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

К иным выгодам, в частности относятся:

а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.;

б) ускорение сроков административных процедур при оказании государственных услуг;

в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.

7. Непосредственная подчиненность – взаимоотношение по службе, при котором начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и распоряжения, а также требовать их исполнения. Подчиненный же обязан их исполнять.

8. Прямой начальник –  начальник, которому государственный служащий или работник подчинен по службе, хотя бы и временно.

9. Непосредственный начальник – ближайший к подчиненному прямой начальник,  с которым непосредственно контактируют его государственные служащие или работники, и подчиняются ему, он наделен управленческой функцией над нижестоящими лицами, отвечает за выполнение поставленных задач и определенных опций.

10. Подконтрольность – состояние, когда государственный служащий или работник в силу своих должностных (служебных) обязанностей обязан контролировать служебную деятельность другого государственного служащего и работника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения.

11. Функции государственного управления организацией  –  полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

12. Аффилированное лицо – любое физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно контролирует компанию, находится под контролем компании, а также любое физическое или юридическое лицо, которое может быть признано аффилированным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Под «контролем» понимается возможность прямо или косвенно (в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо в участиях в органах  управления, либо иным образом) определять решения, принимаемые подконтрольным лицом.

III. Основная нормативно-правовая база
по вопросам конфликта интересов
в Вооруженных Силах Российской Федерации

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные законы:

от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ);

от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ);

от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ);

от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 79-ФЗ);

от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);

от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее  –  Федеральный закон № 329-ФЗ);

от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг  для  обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее  –  Федеральный закон № 44-ФЗ);

от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»  (далее – Федеральный закон
№ 285-ФЗ);

в) указы Президента Российской Федерации:

от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее Указ Президента Российской Федерации № 1065);

от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 821);

от 22 декабря 2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 650);

г) постановления Правительства Российской Федерации:

от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 568);

от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 10);

д) приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 10 июня 2014 г. № 388 «О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 388).

от 25 февраля 2015 г. № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 119);

от 26 февраля 2015 г. № 108 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновению конфликта интересов (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 108);

от 2 июня 2016 г. № 320 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 320);

от 2 июня 2016 г. № 321 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации  о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Министра обороны Российской Федерации № 321).

IV. Ряд ключевых ситуаций конфликта интересов,
в которых государственный служащий или работник
 Вооруженных Сил Российской Федерации
может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей

14. Ключевые области регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • совместное прохождение службы близкими родственниками (при наличии подчиненности или подконтрольности);
  • выполнение отдельных функций государственного управления, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение государственными служащими ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • заключение государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
  • получение подарков или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых осуществляются или ранее осуществлялись отдельные функции государственного управления имущественные обязательства и судебные разбирательства.

V. Основные направления деятельности
подразделений (должностных лиц) при организации работы
по применению типовых ситуаций конфликта интересов

15. В целях повышение эффективности принимаемых мер в возникших ситуациях конфликта интересов необходимо предпринимать следующие меры:

Предупреждение возникновения конфликта интересов – это:

  • запрет заниматься определенными видами деятельности или осуществлять определенные действия;
  • разрешительный порядок занятия определенными видами деятельности или осуществления определенных действий;
  • обязательное уведомление о занятости определенными видами деятельности.

Выявление  конфликта интересов – это проведение всестороннего анализа подразделениями (должностными лицами):

  • сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения о доходах), представляемых государственными служащими и работниками о себе в соответствии с требованиями законодательства;
  • поступивших обращений граждан;
  • личных заявлений государственного служащего и работника о возможном конфликте интересов в соответствии с законодательством;
  • поступивших уведомлений от работодателя при устройстве на работу бывшего государственного служащего;
  • заключение государственного контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов – это изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В основе организации работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации  лежит исполнения обеспечения нормативных правовых актов:

  • для  государственных служащих: статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ,  а также приказов Министра обороны Российской Федерации №№ 320, 321;
  • для работников:  статьи 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ, подпункта «в» пункта 1  постановления Правительства № 568, приказа Министра обороны Российской Федерации № 108.

16.  Согласно вышеназванным нормативным правовым актам государственный служащий, а также работник обязаны уведомлять представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

17.  Непринятие государственным служащим, работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего, работника с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим, работником мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением. Для соблюдения требований к служебному поведению государственных  служащих и работников и урегулирования конфликтов интересов в Министерстве обороны Российской Федерации, а также в подразделениях созданы соответствующие комиссии.

18. Непринятие государственным служащим либо работником, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему государственно служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего или работника, являющегося представителем нанимателя, с государственной службы.

VI. Типовые ситуации конфликта интересов
и порядок их урегулирования

Ситуация № 1
Конфликт интересов, связанный с совместным
прохождением службы близкими родственниками
(при наличии подчиненности или подконтрольности)

1. У командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) в воинской части супруга является военнослужащей и проходит службу в этой же части.

Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов. У супруги командира части возникает личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая будет выражаться в преимуществе перед другими военнослужащими. Так же в данном случае, нарушено требование федерального законодательства, а именно военнослужащим запрещено проходить службу, если один из них непосредственно подчинен или подконтролен другому.

2. У командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) в  этой же части воинской части работает супруга, которая является гражданским персоналом.

Комментарий: Ситуация  рассматривается  как  конфликт  интересов. Супруга командира (заместителя командира, начальника штаба, заместителя начальника штаба и т.п.) будет находиться в ситуации подконтрольности по отношению к своему супругу. Так же как и в предыдущем случае у супруги возникает личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, выраженная в преимуществе перед другими работниками, а именно в нарушении установленного распорядка дня: супруга может уходить раньше с работы, не выходить в определенные дни на работу. А при распределении премии, несмотря  на явные нарушения дисциплины, получить повышенное денежное вознаграждение.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • в любом из вышеперечисленных случаев государственные служащие и работники обязаны уведомлять о возникновении личной заинтересованности при исполнение должностных обязанностей: военнослужащие и  работники своего непосредственного начальника  (работодателя),  федеральные  государственные гражданские  служащие  –   представителя  нанимателя.  Форма  и образцы уведомлений определены нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая комиссия рассмотрит  уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов;
  • одновременно руководство может отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника).

Ситуация № 2
Конфликт интересов, связанный с выполнением
отдельных функций государственного управления,
а также осуществление контрольно-надзорной деятельности
в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми
связана личная заинтересованность
государственного служащего

           

1. У начальника военной приемки (заместителя начальника или начальников отделов) работает супруга (близкий родственник) на подконтрольном ему предприятии и занимает руководящую должность.

Комментарий: Ситуация рассматривается как возможный конфликт интересов. Занимая руководящую должность на предприятии, супруга (близкий родственник) может договориться с начальником военной приемки о том, чтоб тот принял продукцию «закрыв глаза» на неопределенные недостатки.

Список возможных руководящих должностей,  которые могут являть  наиболее  коррупционноопасными:  генеральный директор, заместитель  генерального  директора,  главный  инженер,  заместитель главного инженера, главный конструктор, заместитель главного конструктора, главного бухгалтера, начальники отделов: финансового, ОТК, снабжения, технического досмотра, контроля и качества продуктов,

Меры предотвращения и урегулирования:

Не рекомендуется устраивать своего родственника или близкого знакомого на подконтрольное предприятие на руководящую должность. В случае если родственник или близкий знакомый уже работает на подконтрольном предприятии, то начальнику военной приемки (заместителя начальника или начальнику отдела) необходимо написать об этом уведомление. Соответствующая комиссия рассмотрит  уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов.

Ситуация № 3:
Конфликт интересов, связанный
с выполнение иной оплачиваемой работы

От государственного служащего поступило уведомление о выполнении им иной оплачиваемой работы.

Комментарий: Ситуация может рассматриваться как возможный конфликт интересов. Государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными (служебными) обязанностями. В случае если государственный служащий выполняет отдельные функции государственного управления в отношении той организации, в которую он собирается устраиваться, то ему следует отказаться от этой работы.

«Функции государственного управления» предполагают:

  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  • осуществление государственного надзора и контроля;
  • подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
  • организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
  • подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
  • лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
  • проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
  • возбуждение и  рассмотрение  дел  об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
  • представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  • участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.

В том случае, если государственный служащий считает, что у него нет отдельных функций государственного управления, а у ответственного за профилактику коррупционных правонарушений есть подозрения, что такие функции есть, то необходимо сделать сравнительный анализ его должностных (служебных) обязанностей на государственной службе и на том месте работе, куда он намеревается устроиться.

Государственный служащий (работник) в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий (работник) рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего (работника) или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Комментарий:  Если государственный служащий (работник) не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих  в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании соответствующей комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего (работника) могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы  обеспечивают  возможность получения доходов родственниками государственного служащего (работника) или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему (работнику) при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Ситуация № 4:
Владение государственными служащими
ценными бумагами (долями участия, паями в уставных
(складочных) капиталах организаций)

Государственный служащий и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Комментарий: Необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • в случае если государственный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление;
  • если передача  ценных  бумаг в доверительное управление не обязательно  повлечет  исключение возникновения конфликта интересов, то  есть,  не всегда   может  быть  признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственному служащему может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг;
  • в случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему  необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники  или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного  служащего, имеют вклады либо взаимные  обязательства, связанные  с оказанием финансовых услуг.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя  и непосредственного начальника в письменной форме.
  • Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций,  в  которых  сам  государственный  служащий, его родственники  или  иные лица,  с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные  обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

Ситуация № 5:
Конфликт интересов, связанный с взаимодействием
с бывшим работодателем и трудоустройство
после увольнения с государственной службы

 

1. Государственный служащий являлся сотрудником одного из Управлений, в котором в его должностные (служебные) обязанности входили отдельные функции государственного управления в отношении той организации, с которой он собирается заключать трудовой (гражданско-правовой) договор.

Комментарии: Ситуация будет являться конфликтом интересов при условии, что должность государственного служащего входила в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и оплата его работы (услуг) по договору будет составлять более ста тысяч рублей в течение месяца, а также с момента увольнения с государственной службы не прошло двух лет.

Меры предотвращения и урегулирования: государственный служащий должен написать заявление в соответствующую комиссию. Комиссия рассмотрит его заявление и  примет решение о даче согласия или об отказе на заключение договора с организацией.

Ситуация № 6:
Конфликт интересов, связанный с заключением
государственных контрактов на закупку товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд

1. Государственный служащий (работник) входит в комиссию, которая участвует в отборе кандидатов на заключение государственного контракта. В состав учредителей юридического лица, которое участвует в тендере входит ближайший родственник (знакомый) государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственный служащий (работник) должен подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Соответствующая комиссия рассмотрит  уведомление и вынесет решение является ли данная ситуация конфликтом интересов;

одновременно руководство может отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных обязанностей, предполагающих, что личная заинтересованность государственного служащего (работника) может быть направлена на получение государственного заказа организацией, в которую входит ближайший родственник (знакомый).

В случае, когда государственный служащий (работник) пытается скрыть тот факт, что в организации, которая участвует в тендере, работает его ближайший родственник (знакомый) необходимо руководствоваться судебной практикой по делам, связанным с разрешением споров по применению пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.  Возникающие у судов вопросы подтверждают необходимость обратить внимание на следующее:

  • Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной.
  • Декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям п. 2 ст. 434 ГК РФ.
  • Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44 ФЗ. При этом конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.

Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.

Участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.

Соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.

Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

2. Государственным служащим (работником) при заключение государственного контракта лоббируется одна из коммерческих организацией. После заключения контракта выясняется, что эта организация является аффилированной, к той организации, в которой генеральным директором является сын государственного служащего (работника).

Меры предотвращения и урегулирования: Для недопущения возникновения конфликта интересов при заключении государственного контракта на закупку товаров, работ, услуг необходимо проверить не только контрагента, но и учредителей контрагентов на выявление скрытой аффилированности. В одном случае это возможно сделать на сайте «ЗА ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС». В другом случае статья 104 Федерального закона № ФЗ-44 предусматривает ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Ситуация № 7:
Конфликт интересов, связанный  с получение подарков
или иных благ (бесплатные услуги, скидки, ссуды,
оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.)
от физических лиц и (или) организаций, в отношении
которых осуществляются или ранее осуществлялись
отдельные функции государственного управления

1. Государственный служащий (работник) входит в комиссию по проверке одного из военных санаториев. Начальник это военного санатория бесплатно предоставляет отдых, а также комплекс лечебных услуг родственникам государственного служащего (работника). Кроме того, государственный служащий получает подарки от должностных лиц организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Комментарий: Ситуация рассматривается как конфликт интересов в связи с тем, что государственный служащий  является заинтересованным лицом. Проверяя военный санаторий, государственный служащий может необъективно подойти к проверке, не «увидеть» явных нарушений, имеющихся в военном санатории.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему (работнику) и его родственникам не рекомендуется принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий (работник) осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения;
  • вышестоящему руководству, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим (работником) подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий (работник) осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок или предоставляемые блага связаны с исполнением должностных (служебных) обязанностей;
  • если подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то в отношении государственного служащего (работника) должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим (работником) коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим (работником) других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим (работником) своих должностных (служебных) обязанностей;

2. Начальник факультета одного из военно-учебных заведений  получает подарки от курсантов, являющихся учащимися этого военно-учебного заведения.

Комментарий: Указанный случай является конфликтом интересов. Начальник факультета – заинтересованное лицо в получении определенных благ. В связи с этим, он может предоставлять увольнение курсантам чаще, чем другим. Из увольнения курсанты могут возвращаться с опозданием, задерживаться на несколько дней из отпуска, при определении дальнейшего прохождения воинской службы после обучения, получить выгодное распределение.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему (работнику) не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения;
  • вышестоящему руководству, которому стало известно о получении государственным служащим (работником) подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему (работнику) на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, который может повлечь конфликт интересов.

Ситуация № 8:
Конфликт интересов, связанный
с имущественными обязательствами
и судебными разбирательствами

1. Начальник военного санатория сдал в аренду туристической фирме площадь для предоставления этой фирмой своих услуг, заключив с ней договор. Директором турфирмы является родная сестра начальника военного санатория.

Комментарий: Данный случай рассматривается как конфликт интересов. Начальник военного санатория – заинтересованное лицо в получении денежного вознаграждения от своей родственницы.

Меры предотвращения и урегулирования:

  • Государственному служащему (работнику) и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему (работнику) следует уведомить вышестоящее руководству и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме;
  • вышестоящему руководству рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественных обязательств, отстранить государственного служащего (работника) от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий (работник), его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (работника), имеют имущественные обязательства.

НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-полковник

 В.Горемыкин

Загрузить файлы:
prkor_metod_tip_situac_konflikta_interesov_2017.doc

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false