Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний Рекомендация Комитета министров Совета Европы «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний» (N Rec (2003) 4, принята 08.04.2003 на 835-ом заседании Представителей министров, неофициальный перевод)

Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15 «b» Устава Совета Европы, считая, что целью Совета Европы является усиление единства среди его членов;

считая, что политические партии являются фундаментальным элементом демократической системы государства и основным средством выражения политической воли граждан;

считая, что для предупреждения коррупции и для борьбы с ней финансирование политических партий и избирательных кампаний во всех государствах должно осуществляться в соответствии со стандартами;
будучи убежденным, что коррупция представляет серьезную угрозу принципу верховенства права, демократии, правам человека, принципу беспристрастности и социальной справедливости, препятствуя экономическому развитию, ставя под угрозу стабильность демократических учреждений и подрывая моральные устои общества;

учитывая Рекомендации, принятые на 19-й и 21-й Конференциях европейских министров юстиции (состоявшихся в Ла-Валетте в 1994 году и в Праге в 1997 году соответственно); учитывая Программу действий по борьбе с коррупцией, принятую Комитетом министров в 1996 г.;
в соответствии с Заключительной декларацией и Планом действий, принятыми главами государств и правительств Совета Европы на Втором саммите, состоявшемся в Страсбурге 10 и 11 октября 1997 г.;
учитывая Резолюцию (97) 24 о двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией, принятую Комитетом министров 6 ноября 1997 г., и, в частности, принцип 15, содержащий правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, противодействующие коррупции;
учитывая Рекомендацию 1516 (2001) о финансировании политических партий, принятую 22 мая 2001 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы;
в свете выводов 3-й Европейской конференции специализированных служб, участвующих в борьбе с коррупцией, состоявшейся в Мадриде с 28 по 30 октября 1998 г. по вопросу оказания влияния и незаконного финансирования политических партий;

напоминая в связи с этим о важности участия государств, не являющихся членами Совета Европы, в его деятельности по борьбе с коррупцией и приветствуя их ценное содействие исполнению Программы действий по борьбе с коррупцией;

учитывая Резолюцию (98) 7, допускающую частичное и дополненное соглашение, учреждающее группу государств, борющихся с коррупцией (GRECO), и Резолюцию (99) 5, учреждающую группу государств, борющихся с коррупцией (GRECO), которая стремится повысить возможности своих членов противодействовать коррупции, координируя проведение ими мероприятий по борьбе с коррупцией;

будучи убежденным, что ознакомление общественности с вопросами предупреждения коррупции и борьбы с ней при финансировании политических партий очень важно для нормального функционирования государственных учреждений,

рекомендует Правительствам государств-членов внести в свои системы законодательства нормы о борьбе с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний, следуя Общим правилам, приведенным в Приложении к настоящей Рекомендации (если государства еще не имеют законов, процедур или систем, которые предусматривают эффективные и действенные альтернативы), и поручает «Группе государств, борющихся с коррупцией, — GRECO» осуществлять контроль за исполнением настоящей Рекомендации.

Приложение

ОБЩИЕ ПРАВИЛА
БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

I. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Статья 1 Материальное обеспечение политических партий
со стороны государства и частных лиц

И государство, и граждане имеют право осуществлять материальное обеспечение политических партий. Государство должно предоставлять политическим партиям поддержку, которая должна быть ограничена взносами в разумных размерах. Государство может финансировать политические партии. Распределение средств при государственном обеспечении политических партий должно осуществляться в соответствии с принципом объективности, справедливости и разумности. Государства должны обеспечить, чтобы материальное обеспечение политических партий со стороны государства и/или граждан не должно вести к уменьшению независимости этих партий.

Статья 2 Определение дарения в пользу политической партии

           Дарение — сознательное предоставление политической партии преимуществ экономического или иного характера.

Статья 3 Общие принципы дарения

a. Принимаемые государствами меры по регулированию дарения в пользу политических партий должны предусматривать специальные нормы, чтобы:                                                                                                                                     - избегать конфликтов между интересами;                                                                     - обеспечивать прозрачность сделок по дарению и избегать случаев тайного дарения;
- избегать причинения вреда деятельности политических партий;
- обеспечивать независимость политических партий.

b. Государства должны:

i. обеспечить, чтобы сделки по дарению в пользу политических партий, в частности, если сумма сделки превышает определенный предел для сделок такого рода, осуществлялись публично;

ii. рассмотреть возможность принятия норм, ограничивающих максимальную стоимость подарков политическим партиям;

iii. принять меры для предупреждения нарушения установленных пределов.

Статья 4 Налогообложение сделок по дарению

Налоговое законодательство может предусматривать нормы о налогообложении сделок по дарению в пользу политических партий. Данные нормы должны содержать ограничения по налогообложению.

Статья 5 Подарки от юридических лиц

a. Помимо принятия общих принципов дарения, государство должно обеспечить, чтобы:

i. подарки политическим партиям от юридических лиц регистрировались в бухгалтерских книгах и в бюджете юридических лиц;

ii. акционеры или любой индивидуальный участник юридического лица получали информацию о произведенном дарении.

b. Государства должны принять меры для ограничения, запрещения или иного строгого регулирования дарения со стороны юридических лиц, которые предоставляют товары или услуги государственным учреждениям.

c. Государства должны запретить юридическим лицам, находящимся под контролем Правительства или иных государственных органов, осуществлять сделки по дарению.

Статья 6. Подарки лицам, связанным с политической партией

Правила дарения в пользу политических партий, за исключением правил о налогообложении сделок по дарению, содержащихся в статье 4, должны применяться ко всем лицам, прямо или косвенно связанным с политической партией или контролируемым политической партией.

Статья 7 Подарки от иностранных дарителей

Государства должны особым образом ограничить, запретить или регулировать по-другому дарение со стороны иностранных дарителей.

II. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ
И ИЗБРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Статья 8 Применение правил финансирования
к кандидатам на выборах и избранным представителям

Правила финансирования политических партий должны mutatis mutandis применяться к:

- финансированию избирательных кампаний кандидатов на выборах;
- финансированию политической деятельности избранных представителей.

III. РАСХОДЫ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ

Статья 9 Ограничения по расходованию средств

Государства должны принимать меры по предупреждению избыточного финансирования потребностей политических партий, например, установить ограничения на расходование средств на избирательную кампанию.

Статья 10 Отчеты о расходовании средств

Государства должны предусмотреть требование сохранять отчеты о всех прямых и косвенных расходах на избирательные кампании в отношении каждой политической партии, каждого списка кандидатов, каждого кандидата.

IV. ПРОЗРАЧНОСТЬ

Статья 11 Бюджет

Государства должны требовать от политических партий и от упомянутых в статье 6 лиц, связанных с политическими партиями, хранить надлежащие книги и информацию о бюджете. Бюджет политических партий должен быть консолидирован и включать счета лиц, упомянутых в статье 6.

Статья 12 Записи о дарении

a. Государства должны предусмотреть требование, в соответствии с которым бюджет политических партий должен детально излагать информацию обо всех подарках, полученных партией, включая информацию о характере и стоимости каждого подарка.

b. В случае если стоимость подарка превышает определенную сумму, даритель должен быть указан в записях о дарении.

Статья 13 Обязанность представлять и опубликовать бюджет

a. Государства должны потребовать от политических партий регулярно, или, по крайней мере, ежегодно, представлять информацию о бюджете, упомянутую в статье 11, в независимый орган, упомянутый в статье 14.

b. Государства должны потребовать от политических партий регулярно, или по крайней мере, ежегодно, опубликовывать информацию о бюджете, упомянутую в статье 11, или как минимум краткий отчет о бюджете, включая информацию, упомянутую в статье 10, при наличии таковой, и в статье 12.

V. НАДЗОР

Статья 14 Независимый надзор

a. Государства должны установить независимый надзор за финансированием политических партий и избирательных кампаний.

b. Независимый надзор должен включать наблюдение за бюджетом политических партий и за расходами во время избирательных кампаний, а также за их представлением и опубликованием.

Статья 15 Специализированный персонал

Государства должны содействовать специализации судей, полицейских и других служащих в области борьбы с незаконным финансированием политических партий и избирательных кампаний.

VI. САНКЦИИ

Статья 16 Санкции

Государства должны установить эффективные, соразмерные и устрашающие санкции за нарушение правил финансирования политических партий и избирательных кампаний.

Файл для скачивания prkor_internat_CE_rec2003-4.doc 48,5 Kb
Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false